- Библиотека ИНТЕРЕСНЫЕ ИДЕИ
- Статьи и книги
- Международные акты
-
Законодательство и нормативные документы
- Антипиратское законодательство (извлечения)
- Russian Civil Code 4 part
- ГК РФ и общее законодательство
- Интеллектуальная собственность в образовании
- Федеральный закон РФ О ПОЛИЦИИ текст
- Зарубежное законодательство
- Авторское право и смежные права
- Изобретения и патентование
- Промышленные образцы
- Товарные знаки
- Программы ЭВМ и базы данных
- Иные виды интеллектуальной собственности
- Библиотеки/Архивы
-
Законопроекты
- Проект 31 января 2012 О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации
- Правовое регулирование Интернет
- Изменения в Гражданский кодекс РФ принятые в 2014 году
- Законопроект 63587-5 Изменений в часть четвертую ГК РФ
- Изменения и поправки 4 части ГК РФ
- Внесение изменений в ст.152.1 и 1274 Гражданского Кодекса
- Проект ГК РФ IV- третье чтение
- Об авторском праве
- Судебная практика
-
Аналитика
- Библиотека и библиотечные услуги
- ОБРАЩЕНИЕ ИЗДАТЕЛЕЙ К ПРЕЗИДЕНТУ
- Резолюции и решения
- Авторское право и рост экономики
- Соглашение Google Books
- Правовые основы выплаты библиотеками за копирование
- Cравнение принятой IV части ГК и Закона об авторском праве (1993г)
- Обсуждение 4 части ГК РФ
- Cравнение законопроекта IV части ГК и Закона об авторском праве
- Понятие интеллектуальной собственности
- Подзаконные акты
70 Авторское право ст 1255-1302
72 Патентное право ст 1345-1407
75 Секрет производства ноу-хау
76 Товарные знаки ст 1473-1541
77 Единая технология 1542-1551
Извлечение: статьи 146, 147, 180
Кодекс об административных правонарушениях - КоАП (Извлечение)
Авторские права в мире
Правовые выплаты библиотеками авторского вознаграждения за репрографическое воспроизведение произведений
СОДЕРЖАНИЕ:
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ АНАЛИЗИРУЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года N 3612-1 (в редакции Федерального закона от 23.06.99 N 115-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
2. Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах 7 июля 1993 года № 5341-1
3. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09 июня 1993 года № 5351-1 (в редакции Федерального закона от 16 июня 1995 года № 110-ФЗ)
4. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
5. Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ
6. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 609
7. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11.02.2002 N 19-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
8. Положение об архивном фонде Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 года N 552.
9. Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации, утвержденные Приказом Федеральной службы России от 6 июля 1998 года N 51.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон) автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. В пункте 2 статьи 16 Закона содержится исчерпывающий перечень прав на произведение, которые автор вправе осуществлять сам или разрешать осуществлять другим лицам.
Одном из указанных в пункте 2 статьи 16 Закона авторских правомочий является право на воспроизведение произведения.
В соответствии со статьей 4 Закона воспроизведением произведения является изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения, а также запись произведения в память ЭВМ.
Одним из видов воспроизведения является репродуцирование (репрографическое воспроизведение), которое статья 4 Закона определяет как "факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую) оптической или иной машиночитаемой форме".
Законодательство Российской Федерации об авторском праве, рассматривая репрографическое воспроизведение как один из видов воспроизведения, распространяет на него общие положения, относящиеся к праву автора на воспроизведение, однако устанавливает, с одной стороны, ряд исключений, относящихся только к репрографическому репродуцированию, а с другой стороны, прямо указывает случаи репродуцирования (репрографического воспроизведения) произведений как одну из важных сфер коллективного управления имущественными авторскими правами.
Статья 20 Закона "Использование произведений путем репродуцирования" содержит перечень случаев, в которых допускается в единичном экземпляре без извлечения прибыли репрографическое воспроизведение произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования) в отношении:
1) правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены, утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров, произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
3) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.
Во всех остальных случаях, так же как и в случае извлечения прибыли от оказания услуг по репрографическому воспроизведению, для его осуществления должно быть получено согласие правообладателя.
Однако в связи с тем, что на индивидуальной основе невозможна выдача таких разрешений и невозможен в индивидуальном порядке сбор вознаграждения за данный вид использования произведений, в статье 44 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" предусмотрена возможность управления правами на репрографическое воспроизведение (репродуцирование) произведений на коллективной основе.
Кроме того, поправки к Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", принятые Федеральным законом от 20.07.2004 г. № 72-ФЗ, содержат дополнительные положения, регламентирующие полномочия библиотек по использованию произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.
Так, помимо фактически ранее действовавшего, но не закрепленного законодательно исключения из авторского права, допускающего предоставление библиотеками пользователям во временное безвозмездное пользование экземпляров произведений, введенных в гражданских оборот законным образом, в Законе появилось уточнение в отношении экземпляров произведений, выраженных в цифровой форме. Оно гласит: "Экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме".
Таким образом, анализ Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" позволяет сделать вывод о том, что библиотеки вправе без согласия автора и без заключения договора с авторским обществом только предоставлять имеющиеся в наличии экземпляры произведений в пользование, но не вправе создавать новые экземпляры и не вправе способствовать созданию таких новых экземпляров.
Следует отметить, что статья 4 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" прямо указывает на то, что репрографическое воспроизведение произведений не включает в себя хранение или воспроизведение копий произведения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме.
Практика показывает, что в настоящее время библиотеки заинтересованы в переведении своих фондов в электронную форму для последующего хранения и иного использования.
Вопросы использования библиотеками своих материалов в электронной форме подробнее рассмотрены в отдельном Дополнительном приложении к настоящему юридическому заключению.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Репрографическое воспроизведение стало первым технологическим новшеством после пересмотра Бернской конвенции в Париже в 1971 году, серьезным образом затронувшим основы авторского права и заставившим искать решение проблемы с помощью введения различных систем коллективного управления.[1]
Ситуация с правовым регулированием вопросов репрографического воспроизведения во многом предопределяется тем, что такое воспроизведение (фотокопирование, ксерокопирование и т.д.) является одной из форм воспроизведения и охватывается общим понятием воспроизведения произведений, являясь одной из его разновидностей. Исключительное право на воспроизведение произведения закреплено в пункте 1 статьи 9 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и может подвергаться ограничениям только в тех случаях, которые установлены самой Бернской конвенцией (пункт 2 статьи 9 Бернской конвенции).
Пункт 1 статьи 5 Бернской конвенции предусматривает обязательство государств - участников предоставлять авторам во всех странах Бернского Союза, за исключением страны происхождения произведения:
- во-первых, права, предоставляемые авторам - гражданам государства, в котором испрашивается охрана (принцип национального режима);
- во-вторых, права, дополнительно ("особо") предоставляемые Бернской конвенцией (принцип "минимальных стандартов").
Одним из таких специально предусмотренных и гарантированных Бернской конвенцией прав и является право на воспроизведение произведения, закрепленное в статье 9 Бернской конвенции:
"(1) Авторы литературных и художественных произведений, охраняемых настоящей Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме.
(2) За законодательством стран Союза сохраняется право разрешать воспроизведение таких произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальной эксплуатации произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.
(3) Любая звуковая или визуальная запись признается воспроизведением для целей настоящей Конвенции."[2].
В течение длительного периода Бернская конвенция не предусматривала общего права автора на воспроизведение произведения,[3] хотя несомненно, что именно право на воспроизведение так или иначе затрагивается в большинстве случаев использования произведений. Право на воспроизведение как общее правомочие автора было включено в текст Бернской конвенции только на Стокгольмской конференции 1967 года, когда подавляющее большинство национальных законодательств государств-участников его уже предусматривало.
Понятие "воспроизведение" не определяется в Бернской конвенции, которая ограничивается только общим указанием на то, что авторам принадлежит исключительное право разрешать воспроизведение любым образом и в любой форме (пункт 1 статьи 9 Бернской конвенции), а также специально оговаривается, что любая запись изображения или звука, то есть любая их фиксация на любом материальном носителе, считаются воспроизведением (пункт 3 статьи 9 Бернской конвенции).
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Бернской конвенции государства - участники Бернского Союза вправе устанавливать в своем внутреннем законодательстве определенные особые случаи свободного воспроизведения произведений без согласия обладателей авторских прав, представляющие собой исключение из общего права автора на воспроизведение произведения в любой форме и любым способом. Однако при этом обязательно должны соблюдаться сразу несколько устанавливаемых Бернской конвенцией условий:
1) такие случаи должны быть точно определены, так как речь может идти только об "особых", исключительных случаях установления исключений;
2) свободное воспроизведение произведений в таких случаях не должно наносить ущерба нормальной эксплуатации произведения, то есть его обычному использованию;
3) возможность свободного воспроизведения произведений в таких случаях не должна необоснованным образом ущемлять законные интересы их авторов, то есть не только установление каждого исключения должно быть обосновано вескими социальными или иными причинами, но также в обязательном прядке должно учитываться, каким учитываться, как их установление отразится на реализации прав авторов и иных правообладателей.
Воспроизведение произведений на основании установленных исключений из общего права на воспроизведение не должно противоречить обычному, нормальному их использованию. Сфера действия этих исключений должна быть ограничена только теми случаями, когда не существует возможности реализовать право на воспроизведение (например, воспроизведение физическими лицами в личных целях без использования технических средств) либо когда установление исключений не повлияет никоим образом на использование авторских прав (например, отдельные случаи фотокопирования произведений исключительно в научных или судебных целях).
Разумеется, используемые в пункте 2 статьи 9 Бернской конвенции критерии отличаются значительной степенью неопределенности ("особые случаи", "нормальная эксплуатация произведения", "ущемляет необоснованным образом законные интересы автора"), что на практике приводит к возможностям различного толкования конвенционных положений в различных странах.
Таким образом, проблема состоит не в том, какими предусмотренными на международном уровне правами обладают авторы в отношении репрографического воспроизведения их произведений, а исключительно в том, каким образом могут быть применены соответствующие положения.[4]
Если в случае таких прав, как право на публичное исполнение музыкальных произведений, "механические" права, право на использование драматических произведений, право следования и других имеется полная ясность в отношении того, в каких пределах и на каких условиях эти права должны быть признаны в соответствии с Бернской конвенцией, то в отношении репрографического воспроизведения произведений всегда существовали вопросы о том, какие ограничения для них могут быть предусмотрены, а также каким образом эти права могут быть реализованы.
Ситуация в области репрографического воспроизведения отличается от ситуации, существующей в сфере копирования аудиовизуальных произведений и фонограмм: в то время как "частное копирование" (то есть воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в домашних условиях для личных целей) получило массовое распространение, количество находящихся в личном пользовании фотокопировальных аппаратов (особенно высокопроизводительных фотокопировальных аппаратов) все еще относительно невелико, в связи с чем контроль за репрографическим воспроизведением произведений может быть организован гораздо проще, следовательно, имеется гораздо больше оснований избежать в данном случае установления ограничений для исключительного права на воспроизведение.
Однако следует также принимать во внимание, что цели репрографического воспроизведения отличаются от целей "частного копирования" аудиовизуальных произведений и фонограмм, которое затрагивает преимущественно произведения развлекательного характера, в то время как репрографическое воспроизведение произведений используется в основном для копирования материалов, необходимых для образования, научных исследований, работы библиотек и архивов, а также материалов, имеющих иное особое социальное и культурное значение.
Отчет Стокгольмской Дипломатической Конференции 1967 года, на которой была принята действующая редакция статьи 9 Бернской конвенции, также включает пояснительное положение в качестве руководства для применения пункта 2 статьи 9 Бернской конвенции, и приводит примеры из области репрографического воспроизведения: "Если воспроизведение наносит ущерб нормальной эксплуатации произведения, то такое воспроизведение недопустимо. Если воспроизведение не влияет на нормальную эксплуатацию произведения, необходимо выяснить, наносит ли такое использование произведений необоснованный ущерб законным интересам автора. Только если использование произведения не наносит ущерб нормальной эксплуатации произведения и интересы автора не ущемляются, в некоторых особо определенных случаях можно предусмотреть предоставление принудительной лицензии, или разрешить использование без оплаты. В качестве примера можно привести фотокопирование для различных целей. Создание очень большого количества копий нельзя разрешать, поскольку оно нанесет ущерб нормальной эксплуатацией произведения. Если подразумевает довольно большое количество копий для использования в промышленных целях, это может не наносить необоснованный ущерб законным интересам автора, при условии, что, согласно национальному законодательству, обеспечивается справедливое вознаграждение. Если изготавливается небольшое количество копий, фотокопирование можно разрешать без выплаты авторского вознаграждения, особенно при индивидуальном или научном использовании".[5]
Следует отметить, что с 1967 весьма существенно изменились возможности и условия для использования произведений, которые могут быть затронуты репрографическим воспроизведением, а также значительно расширились случаи, когда исключения или ограничения прав могут необоснованно наносить ущерб законным интересам их обладателей, в связи с чем в настоящее время приведенное выше утверждение может считаться справедливым лишь в части упоминания условий, предусмотренных в пункте 2 статьи 9 Бернской конвенции, в то время как примеры, актуальные в 1967 году, в настоящее время не применимы.[6]
Известный специалист в области авторского права Dr. Ficsor в своих публикациях в соответствии с принятой европейской и международной практикой предлагает рассматривать условия введения ограничений для права на воспроизведение, упомянутые в пункте 2 статьи 9 Бернской конвенции, как "трехшаговый тест" (или "трехшаговое испытание"), поскольку три условия, предусмотренные в этой статье, должны рассматриваться "шаг за шагом", один за другим:
1) первое условие состоит в том, что случаи исключений или ограничений должны быть специально оговорены, поскольку использование, которое будет охвачено такими исключениями или ограничениями, должно быть строго ограничено, точно определено - никакие расширительные толкования при этом не допустимы; кроме того, должна быть определена цель такого использования - политическая (защита фундаментальных свобод), социальная или культурная (общественное образование и доступ к информации), защита интересов потребителей, защита от монополистических действий и т.д.;
2) второе условие заключается в том, что устанавливаемые исключения или ограничения не должны вступать в противоречие с нормальной эксплуатацией произведений, то есть право разрешать или запрещать те случаи использования произведений, которые имеют значительную экономическую или практическую ценность, должно быть предоставлено обладателю авторских прав и сохранено за ним в любом случае; разрешение в качестве исключений из авторских прав безвозмездного использования произведений или введение в качестве ограничения авторских прав "принудительных лицензий" не должны приводить к конкуренции с обычными случаями осуществления авторских прав на воспроизведение произведений, то есть никоим образом не должны подрывать экономические основы использования охраняемых произведений;
3) третье условие состоит в том, что вводимые исключения или ограничения не должны наносить необоснованный ущерб законным интересам обладателей авторских прав, которые обычно понимаются следующим образом: в интересах обладателей авторского права осуществлять право на воспроизведение во всех случаях, когда это возможно; любое исключение или ограничение права на воспроизведение неизбежно наносит ущерб законным интересам правообладателей, в связи с чем такой ущерб можно допустить только в некоторых специальных случаях, не находящихся в противоречии с нормальной эксплуатацией произведений и не выходящих за определенные пределы, которые можно оправдать общественной пользой и социальной значимостью.
Очевидно, что репрографическое воспроизведение, осуществляемое в тех объемах, которые характерны для настоящего времени, вступает в противоречие с нормальным использованием произведений и необоснованным образом нарушает права и законные интересы авторов и иных обладателей авторских прав в том понимании, которое в наибольшей степени соответствует положениям Бернской конвенции.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ВЫПЛАТЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗА РЕПРОГРАФИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Франция
Art. L. 122-10 Гражданского кодекса Франции:
"Опубликование произведение подразумевает начало реализации права на его репрографическое воспроизведение обществом, управляемым Разделом 2 Книги 3 и одобренным Министром культуры.
Только общества, получившие такое одобрение, могут заключать соглашения с пользователями для управления правами на репрографическое воспроизведение, предусматривающие разрешение использовать изготовленные в соответствии с ним копии для продажи, сдачи в прокат, публичного использования, от имени автора или его правопреемников. При отсутствии указания имени автора или правообладателя прав на произведение в выходных данных книги, одно из обществ, получивших вышеупомянутое одобрение, будет считаться уполномоченным представителем правообладателя.
Условия первого параграфа не ограничивают права авторов самостоятельно изготовлять копии с целью продажи, сдачи в прокат, публичного использования.
Данные положения применяются ко всем охраняемым авторским правом произведениям с даты их опубликования."
Действует система принудительных лицензий.
Во Франции в этой области действует авторское общество CFC.
Источники:
1) официальный интернет-сайт Международной федерации авторских обществ ИФРРО www.ifrro.org
2) законодательство Франции (перевод к.ю.н. Подшибихина Л.И.)
Германия
Закон об авторском праве и смежных правах (От 9 сентября 1965 г., с последующими изменениями и дополнениями)
Статья 27. Вознаграждение за прокат и предоставление во временное пользование
(2) За предоставление во временное пользование оригиналов или копий произведений, относительно которых дальнейшее распространение разрешается согласно Статье (2), соответствующее вознаграждение должно быть выплачено автору, если оригиналы или копии произведения предоставляются через публично доступное учреждение (библиотека, коллекция видео или аудиозаписей или других оригиналов или копий произведений). В целях первого предложения «предоставление во временное пользование» означает обеспечение доступности для использования в пределах ограниченного периода времени и не в непосредственно или косвенно коммерческих целях; Статья 17(3), второе предложение применяется с внесением соответствующих необходимых изменений.
(3) Иски о вознаграждении согласно пунктам (1) и (2) могут только быть поданы только через общество по коллективному управлению правами.
В ГЕРМАНИИ БИБЛИОТЕКИ ПЛАТЯТ ДАЖЕ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВО ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И КОПИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Статья 54. Обязательство выплачивать вознаграждение
(2) Если характер произведения - такой, что может ожидаться будет воспроизведено в соответствии с Статьей 53 (1) к (3) фотокопированием экземпляра или некоторым иным способом, имеющим подобный эффект, автор произведения имеет право на выплату обоснованного вознаграждения изготовителем устройств, предназначенных для изготовления таких воспроизведений, с учетом возможности изготовления таких воспроизведений, изготовленных путем продажи или другим помещением на рынок устройств; кроме изготовителя, любое лицо, которое в коммерческих целях импортирует или реимпортирует такие устройства на территорию, на который настоящий Закон применяется, должен нести совместную ответственность. Если устройства такого типа функционируют в школах, университетах или учреждениях профессионального обучения или в других образовательных учреждениях и учреждениях дальнейшего образования (образовательные учреждения), исследовательских учреждениях, публичных библиотеках или в учреждениях, которые имеют устройства для изготовления фотокопий за плату, автор также имеет право на выплату обоснованного вознаграждения оператором такого прибора. Общий размер вознаграждения, который будет выплачен оператором зависит от типа и степени использования устройства, которые ожидаются с учетом обстоятельств, в частности, размещение и обычное использование.
В ГЕРМАНИИ БИБЛИОТЕКИ ПЛАТЯТ ЗА КСЕРОКСЫ.
Статья 54a. Обязательство выплачивать вознаграждение за воспроизведение посредством фотокопирования
(1) Если характер произведения таков, что может ожидаться, что оно будет воспроизведено в соответствии с Статьей 53 с пункта (1) по пункт (3) фотокопированием копии или некоторым другим способом, имеющим подобный результат, автор произведения имеет право на выплату обоснованного вознаграждения изготовителем приборов, предназначенных для создания таких воспроизведений, относительно возможности, возникающей вследствие продажи или другим поступлением на рынок таких приборов. В дополнение к изготовителю, любое лицо, которое импортирует в коммерческих целях или реимпортирует такие приборы на территорию, на которой настоящий Закон применяется, или которое, распоряжается таким прибором, несут совместную ответственность. Дилер не несет ответственности, если он реализует менее 20 приборов в одной половины календарного года.
(2) Если приборы такого типа функционируют в школах, университетах или учреждения профессионального обучения или других образовательных учреждениях и учреждениях дальнейшего образования (образовательные учреждения), исследовательских учреждениях, публичных библиотеках или в учреждениях, которые имеют доступные приборы для создания фотокопий за плату, автор также имеет право на выплату обоснованного вознаграждения оператором прибора.
(3) Статья 54(2) должна примениться с внесением соответствующих необходимых изменений.
Для репрографического воспроизведения произведений в личных целях введены лицензии.
Коллективное управление при копировании произведений в школах, университетах, публичных библиотеках, и т.д.
Источники:
1) официальный интернет-сайт Международной федерации авторских обществ ИФРРО www.ifrro.org ,
2) законодательство Германии (перевод к.ю.н. Подшибихина Л.И.)
3) Коллективное управление авторским правом и смежными правами. Исследования и рекомендации по созданию и деятельности организаций по коллективному управлению правами / Женева: ВОИС, 1990 - М.,1999. - 108 с.
Нидерланды
Указ от 23 августа 1985 года
Вознаграждение за репрографическое воспроизведение произведений выплачивается в том числе правительственными учреждениями, библиотеками, образовательными учреждениями и др. организациями обществу по коллективному управлению, назначенному Министерством юстиции (REPRORECHT). При этом не только другие общества, но и сами правообладатели не вправе собирать указанное вознаграждение.
Источник: Коллективное управление авторским правом и смежными правами. Исследования и рекомендации по созданию и деятельности организаций по коллективному управлению правами / Женева: ВОИС, 1990 - М.,1999. - 108 с.
Страны Западной Европы
Существуют специальные положения, которые позволяют библиотекам и архивам делать копии для своих собственных нужд. Таким учреждениям также разрешается делать единственную копию со статьи, помещенной в составном произведении, газете или журнале, или с части какого-либо другого опубликованного произведения для обучающихся или занимающихся научной работой читателей (вместо выдачи оригиналов).
Действует система "расширенной коллективной лицензии".
Как правило, при определении размеров вознаграждения, правил его сбора и распределения применяются статистические, выборочные методы.
Источник: Коллективное управление авторским правом и смежными правами. Исследования и рекомендации по созданию и деятельности организаций по коллективному управлению правами / Женева: ВОИС, 1990 - М.,1999. - 108 с.
США
Закон об авторском праве США 1976 года содержит различные положения, ограничивающие право на воспроизведение в отношении репрографического воспроизведения (добросовестное использование в целях обучения и научных исследований, свободное копирование библиотеками и архивами в определенных случаях, которые, однако, не должны приводить к согласованному изготовлению множества копий одного и того же произведения или к систематическому его воспроизведению и распространению).
В связи с этим в США был учрежден Копирайт Клиренс Центр, целью которого является управление правами на репрографическое воспроизведение.
Специфической чертой коллективного управления правами, осуществляемого ССС, является то, что каждый издатель сам устанавливает размер вознаграждения за предоставления права на фотокопирование его произведений.
Источник: Коллективное управление авторским правом и смежными правами. Исследования и рекомендации по созданию и деятельности организаций по коллективному управлению правами / Женева: ВОИС, 1990 - М.,1999. - 108 с.
Великобритания
Закон Великобритании об авторском праве, дизайне и патентах 1988 года предусматривает для библиотек и архивов строго определенные случаи свободного использования произведений, а в отношении образовательных учреждений - случаи свободного фотокопирования выдержек из опубликованных произведений. Не более, чем один процент любого произведения может быть скопирован за квартал самим образовательным учреждением либо по его поручению.
Действует Copyright Licensing Agency (CLA), представляющая авторов и издателей.
Источники: Коллективное управление авторским правом и смежными правами. Исследования и рекомендации по созданию и деятельности организаций по коллективному управлению правами / Женева: ВОИС, 1990 - М.,1999. - 108 с.
Выводы:
1. С учетом образовательных нужд в большинстве стран введены ограничения авторских прав в отношении репрографического воспроизведения произведений.
Такие ограничения сводятся к установлению одного из двух видов исключений:
1) разрешение свободного репрографического воспроизведения;
2) установления принудительной лицензии.
В обоих случаях под исключения подпадают только некоторые случаи копирования (либо непосредственно связанные с сохранением библиотечных фондов, с некоммерческим образованием и т.д., либо очень ограниченные по количеству изготавливаемых копий и доле копируемой части копируемого произведения).
2. В большинстве европейских стран действует следующая система (в основном устанавливаемая для библиотек и образовательных учреждений):
1) до определенных объемов копирования - устанавливается принудительная лицензия (без согласия автора, но с выплатой вознаграждения)
2) во всех остальных случаях действуют исключительные права в полном объеме
То есть, в большинстве развитых европейских стран признается, что выплаты авторам вознаграждения фактически должны осуществляться в любом случае, реально встречающемся на практике (кроме незначительного числа специально установленных законодательством исключений).
В обоих упомянутых случаях реализация авторских прав осуществляется на коллективной основе.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ
Законодательство Российской Федерации, непосредственно регламентирующее деятельность библиотек, состоит из следующих основных нормативно-правовых актов:
1) Основ законодательства Российской Федерации о культуре,
2) Федерального закона "О библиотечном деле",
3) Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов",
4) Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации"
и некоторых других актов.
Кроме того, к "библиотечному" законодательству можно отнести и Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежным правам", статья 20 которого содержит некоторые исключения из авторского права, относящиеся к библиотекам и к архивам (эти исключения рассмотрены выше).
Ни один из рассматриваемых документов (за исключением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах") не устанавливает никаких исключений из законодательства об авторском праве, в частности, из Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", в соответствии с которыми библиотеки могли бы осуществлять копирование (платное или бесплатное) хранящихся у них произведений.
В частности, Основы законодательства Российской Федерации о культуре содержат общие положения о том, что библиотечное дело регулируется законодательством о культуре, а также декларируют право каждого человека приобщатся к культурным ценностям, в том числе к библиотечным и архивным фондам. Никаких исключений из авторского права в Основах законодательства Российской Федерации о культуре для библиотек и архивов не содержится.
Федеральный закон "О библиотечном деле" также не содержит никаких упоминаний об исключениях из авторско-правового законодательства для библиотек. В соответствии с этим законом пользователи библиотеки вправе бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов. В законе прямо указывается на то, что библиотеки вправе "осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности" (в том числе, например, организовать платное копирование хранящихся в библиотеке материалов по запросам пользователей). Однако в виду отсутствия специальных на то указаний в Федеральном законе "О библиотечном деле" деятельность по копированию произведений должна осуществляться библиотеками в соответствии с Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".
Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", причисляющий библиотеки к "информационным системам", также не содержит никаких особенностей использования библиотеками объектов авторских прав.
Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" в статье 20 содержит прямую отсылку к Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" в отношении копирования и репродуцирования обязательного экземпляра в целях библиотечно-информационного обслуживания граждан и организаций Российской Федерации.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АРХИВНОМ ДЕЛЕ
В соответствии с Положением об архивном фонде Российской Федерации в число организаций, осуществляющих постоянное хранение документов государственной части архивного фонда Российской Федерации входят государственные библиотеки, следовательно, на них распространяются положения действующего в России архивного законодательства.
В соответствии с Основами законодательства об архивном фонде Российской Федерации граждане, учреждения, организации и предприятия, а также общественные и религиозные объединения и организации имеют право получать заверенные копии из архивных документов и выписки из архивных документов, хранящихся в государственных архивах или архивах учреждений, организаций, предприятий, или самостоятельно изготавливать копии этих документов и делать выписки из них, если это не угрожает физической сохранности документов.
В Положении об архивном фонде Российском Федерации также указывается на обязанность государственных библиотек обеспечивать право юридических и физических лиц на получение ретроспективной информации путем информирования о хранящихся архивных фондах и архивных документах, выдачи в установленном порядке заверенных копий и выписок из документов, справок социально-правового характера, представления документов или их копий для изучения в архивах, музеях и библиотеках, организации выставок, публикации документов и справочников о составе и содержании государственной части Архивного фонда Российской Федерации.
Несмотря на то, что архивное законодательство (в узком смысле этого слова) не содержит упоминания о необходимости соблюдения авторских прав при копировании документов, хранящихся в архивах, такое упоминание содержится в Правилах работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной архивной службы России.
В целом же необходимость соблюдения авторских прав при осуществлении копирования архивных материалов не вызывает никаких сомнений.
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве библиотеки обязаны выплачивать авторское вознаграждение за репрографическое воспроизведение произведений, за исключением законодательно установленных случаев (статья 20 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"), которые, как и всякое другое исключение из общего правила не подлежат расширительному толкованию.
Тем более авторское вознаграждение должно выплачиваться любыми другими организациями, которые предоставляют услуги по репрографическому воспроизведению произведений, даже если такие услуги предоставляются в помещениях библиотек по запросам физических лиц.
2. Копирование материалов библиотек без разрешения правообладателей является незаконным, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.
3. Разумеется, библиотека не в состоянии заключать соглашения с каждым правообладателем. Именно поэтому Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" предусматривает необходимость коллективного управления в сфере репрографического воспроизведения. При коллективном управлении вознаграждение авторам устанавливается в виде процента от дохода библиотеки, полученного от деятельности по осуществлению ксерокопирования материалов библиотеки. Таким образом, фактически вся тяжесть обложения этим "авторским налогом" перекладывается на заказчиков (включается в цену услуг библиотеки).
3. Данные положения законодательства Российской Федерации основаны на требованиях действующих международных договоров Российской Федерации, в частности, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, к которой Российская Федерация присоединилась в 1995 году.
4. О том, что осуществление выплат авторского вознаграждения библиотечными учреждениями является общепринятой практикой, свидетельствует опыт развитых европейских стран, приведенный в данном исследовании.
5. Законодательство о библиотечном деле и законодательство об архивном деле не устанавливают каких-либо исключений из положений Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".
Мало того, указанный Закон является специальным законом (lex specialis) по отношению к остальным законодательным актам и именно в соответствии с его положениями должны решаться вопросы использования произведений как объектов авторских прав.
1. Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ (извлечения).
2. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) (извлечения).
3. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09 июня 1993 года № 5351-1 (в редакции Федерального закона от 16 июня 1995 года № 110-ФЗ) (извлечения).
4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года N 3612-1 (в редакции Федерального закона от 23.06.99 N 115-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ) (извлечения).
5. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 609 (извлечения).
6. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11.02.2002 N 19-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ) (извлечения).
7. Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде российской федерации и архивах 7 июля 1993 года № 5341-1 (извлечения).
8. Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов российской федерации, утвержденные приказом Федеральной архивной службы России от 6 июля 1998 г. N 51 (извлечения).
9. Положение об архивном фонде Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 года N 552 (извлечения).
[1] Коллективное управление авторским правом и смежными правами. Исследования и рекомендации по созданию и деятельности организаций по коллективному управлению правами / Женева: ВОИС, 1990 - М.,1999. - С. 34 - 48.
[2] Текст Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений цитируется по официальному переводу, размещенному на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности www.wipo.ru
[3] Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Междунар. отношения, 1978. - 176 с.
[4] См. подробнее: Коллективное управление авторским правом и смежными правами. Исследования и рекомендации по созданию и деятельности организаций по коллективному управлению правами / Женева: ВОИС, 1990 - М.,1999. - С. 34 - 48.
[5] Цит. по: Коллективное управление авторским правом и смежными правами. Исследования и рекомендации по созданию и деятельности организаций по коллективному управлению правами / Женева: ВОИС, 1990 - М.,1999. - С. 38.
[6] См. там же.