Нужна ли лицензия от автора на копирование или даже печать ранее изданного произведения по запросу (принт-он-деманд)? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться с фундаментальными правовыми понятиями из области авторских прав, а именно:
Какие преимущества имеет автор того или иного произведения перед третьими лицами по отношению к своему детищу?
В первую очередь, создатель объекта интеллектуальной собственности обладает личными неимущественными правами, установленными в п.1 ст.6 Бернской конвенции: «Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора».
Помимо морального аспекта, авторы произведений обладают рядом исключительных имущественных прав, позволяющих распоряжаться объектом интеллектуальной собственности по своему усмотрению, а также получать авторское вознаграждение за каждое использование результатов своего творческого труда.
Однако в каждом правиле есть исключения, которые на языке закона называют «оговорками». В России таковые регулирует часть 4 ГК РФ, которая разрешает свободное использование произведения без заключения договора с автором и выплаты ему вознаграждения, например, в личных целях (ст. 1273) и в информационных, научных, учебных и культурных целях (ст. 1274).
Именно эти оговорки порождают целый ряд ложных трактовок, которые приводят к нарушению юридических норм и законных прав авторов, а часто и издателей-правообладателей.
Требуется ли лицензионное разрешение автора в том случае, если книга печатается на заказ в единственном экземпляре? Безусловно! Но почему?
Прежде всего, в законодательстве присутствует определение «единственный экземпляр», введенное в часть 4 ГК РФ с 2008 года. Такое определение означает, что после создания одной копии произведения никто не имеет права создавать вторую и последующие. В утратившем силу законе «Об авторских правах» от 1993 г. использовалось более подходящее понятие «единичный экземпляр» - один человек имеет право сделать только одну копию произведения.
Но важнее, что в данном случае игнорируется мотив воспроизведения – ведь создание копии, очевидно, происходит в коммерческих целях, что вовсе не подпадает в разряд оговорок из части 4 ГК РФ: воспроизведение (копирование) в личных целях допускается только самим физическим лицом, владельцем правомерно приобретенного экземпляра».
С большей долей вероятности попасть в вышеописанный правовой лабиринт могут копировальные центры и издательства, занимающиеся популярной ныне печатью по требованию или print-on-demand.
Данная технология исполнения заказов на воспроизводство копий изданных произведений была представлена в начале 1997 года в Стокгольме, хотя идея обсуждалась ещё с 80-х годов. Почему же столь эффективный и логичный подход к издательской деятельности ждал своего часа более 10 лет? Дело в том, что применявшаяся тогда высокая (офсетная) печать предполагала изготовление дорогостоящих печатных форм, а это превращало print-on-demand в крайне убыточный бизнес. Другое дело – цифровая печать, которая появилась сравнительно недавно и предполагает распечатку электронных файлов без промежуточных носителей. Так печать по требованию стала не только эффективной с точки зрения маркетинга, но и целесообразной с точки зрения затрат.
Сегодня преимуществами этой технологии уже пользуются:
- университетские и научные издательства - с целью расширения ассортиментного предложения книг;
- крупные издательские дома – в рамках маркетинговых экспериментов или при печати ограниченных тиражей редких и эксклюзивных изданий;
- клиенты издательств, которые получили возможность без потерь заказывать любой тираж при фиксированной цене за копию.
Тем не менее, высокая стоимость профессионального оборудования для цифровой печати несколько отложила бурное развитие услуги print-on-demand в России. Отечественные издатели используют аналогичную технологию, которая позволяет выпускать книги малыми тиражами или единичные экземпляры. Это менее затратно, однако, существенно продлевает срок исполнения заказа. Несмотря на существующие сложности, уже много российских компаний специализируются именно на печати по требованию:
- проект Enterbook от компании «Книжный перекресток» для профессиональных издателей;
- вэб-сервис Букстрим, позволяющий авторам самостоятельно издавать, распространять и печатать книги по требованию;
- терминалы Unibook от компании Book-soft, предназначенные для книжных бутиков;
- онлайн-сервисы «Book4family» и «Book4baby», где можно распечатать полиграфическую продукцию с личными фотографиями и др.
Однако, какой бы востребованной ни стала в России печать по требованию, это ни в коем разе не отменяет необходимость строгого соблюдения авторских прав. В данном случае необходимо не просто разрешение автора или правообладателя – с ним заключается лицензионный договор на воспроизведение и распространение печатной продукции.
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
29.10.2010 Авторские права на печать по технологии «принт-он-деманд» можно защитить выплатами «роялти»
Любые новые технологии, касающиеся производства и выпуска книжной продукции неизбежно упираются в ключевой вопрос защиты авторских прав.
25.08.2010 Российский «принт он деманд» - сундук нереализованных возможностей