29 ноября 2011 года в России вступил в силу Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №1953. С этого дня лицензии ВУЗам выдаются и продлеваются только при подключении к одной из электронно-библиотечных систем (ЭБС), которая должна содержать, по меньшей мере, 5000 учебников и пособий, научных журналов и монографий, представляющих как минимум 25 различных издательств. Кроме разбитых по тематическим каталогам электронных документов, к вузовским ЭБС предъявляются жесткие требования по функциональности и соответствию государственным образовательным стандартам нового поколения.
Естественно, столь резкий переход от консервативных бумажных изданий к высокотехнологичным системам образования сопровождается болезненным процессом адаптации со стороны студентов, преподавателей, университетских библиотек и руководства ВУЗов, которые теперь вынуждены выделять средства на покупку и обслуживание электронного контента. Непросто приходится и агрегаторам, которые идут на огромный коммерческий риск и стараются сохранить лояльность в вопросах ценообразования даже при двукратном повышении стоимости лицензий со стороны правообладателей. Вот почему успешное внедрение ЭБС в ВУЗах зависит от тесного, непрерывного и открытого диалога между всеми заинтересованными сторонами.
Одна из таких дискуссий, которую инициировал журнал «Университетская книга», состоялась в рамках конференции «Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование». С одной стороны, представители крупнейших ЭБС «Книгафонд», «IQlib», «Университетская библиотека on-line», «Ibooks», «Консультант студента» и др. рассказали о востребованности электронных ресурсов, особенностях ценовой политики и принципах формирования каталогов, а также затронули проблематику пиратства и его влияния на статистику ЭБС. С другой стороны, делегаты ВУЗовских библиотек – основных потребителей учебных фондов «в цифре» – поделились своими требованиями к качеству контента и параметрам выбора изданий, пожаловались на проблемы финансирования при покупке электронных ресурсов и сложности обучения в новых реалиях.
Рынок ЭБС: привычки из прошлого, тенденции настоящего, планы на будущее
Сергей Фабиевич ЗЯТИЦКИЙ, ЭБС «КнигаФонд»
Не так давно мы проанализировали степень востребованности нашей ЭБС, и надо сказать, что позитивный тренд присутствует: если в прошлом году, когда вуз покупал наш ресурс, объективно только 5% студентов «доходили» до какой-то конкретной книги, в этом году таковых уже 25%.
Второй позитивный момент заключается в том, что вузы активно начали формировать списки той литературы, которая им действительно нужна для работы.
Ещё один тренд: если в прошлом году вуз подключал небольшое количество пользователей, то сейчас, согласно приказу Рособрнадзора, подключаются 100% обучающихся. Это позволило нам немного снизить цену.
Но есть и обратная сторона: учитывая то же самое обстоятельство, издатели начали повышать цены на свои книги для агрегаторов, и повышение оказалось достаточно существенным: цены на лицензии выросли в два раза. Если в прошлом году неисключительная лицензия стоила 3-4 тыс. рублей на год-два, то сейчас её цена составляет 8 тыс. рублей за книгу. По нашим оценкам, цены на лицензии в ближайшие 2-3 года в среднем увеличатся до 30 тыс. рублей. При этом топовые издания уже и сейчас стоят десятки тысяч долларов. Но мы не склонны драматизировать ситуацию, и резко повышать цены не планируем.
Что касается востребованности книги, она будет определяться только одним: как эффективно с ней научится работать преподаватель, потому что именно он рекомендует книги студентам.
Михаил Александрович ТОПОРКОВ, ЭБС IQlib
Статистика показывает, что частота подключения к ЭБС возросла в разы. Очевиден тот факт, что представители вузов провели серьёзную работу по отбору тех ресурсов, которые им предлагались, и с начала года наблюдается большой спрос на ЭБС, соответствующих критерий.
Что касается взаимодействия с правообладателями, то тенденция повышения стоимости лицензий, бесспорно, присутствует, при этом стоимость наших ресурсов мы пока не увеличиваем, но в течение полугода, думаю, потребуется внести финансовые коррективы. Если говорить о ценообразовании на ресурс, то оно в целом зависит от количества пользователей в подключаемом вузе. У нас, например, годовой доступ небольшого вуза стоит 100 тыс. рублей.
Что касается востребованности, у каждого держателя ЭБС подобная статистика существует, потому что основная схема приобретения фондов – оплата за лицензии вперёд. Это наш коммерческий риск, потому что заранее мы не знаем, будет ли обращение к данной книге. И в течение определённого отчётного периода мы анализируем и оцениваем наши фонды на предмет замены либо отзыва лицензии на каждое конкретное издание.
Константин Николаевич КОСТЮК, ЭБС «Университетская библиотека on-line»
Поддержу коллег: последние месяцы существенно возросла серьёзность работы с ЭБС всех категорий пользователей, с которыми мы сталкиваемся. Библиотеки уже относятся с пониманием и к самому продукту, и к процедуре отбора. И, самое главное, видна работа библиотеки в вузе: в разы повышается использование ресурсов, и не только в стенах библиотеки, но и так, как задумано архитектурой ЭБС, т.е. студенты пользуются литературой из любой точки. Мы сейчас находимся посередине процесса становления, потому что в целом ЭБС пока не удовлетворяет тому замыслу, ради которого создаётся, прежде всего, в плане ассортимента. При этом позитивные тенденции есть, и если развитие пойдёт в таком русле, то в течение 2-3 лет система станет работающей, и останется только оттачивать мастерство и тонкости.
Андрей Михайлович КОНОВАЛОВ, ЭБС Ibooks («Айбукс»)
Сегодня на рынке ЭБС остались два типа игроков. Первый тип – «чистые» агрегаторы, не имеющие в составе базового издательства. Второй тип – агрегаторы, в составе которых есть одно или два издательства.
Мы нередко слышим о фантастических количествах в десятки, а то и сотни тысяч наименований, собранных в одной ЭБС, но когда начинается реальная оценка фондов, то оказывается, что этих наименований – не более 2-3 тысяч, то есть легальных, с авторскими правами, электронных учебников пока не так много.
Интересный момент, который мы наблюдаем последние месяцы – к ЭБС, которые позиционируются как вузовские, подключаются публичные библиотеки.
Что касается сервисов и практической работы с пользователями, мы уже дошли «до атома», и вуз может выбрать из нашей коллекции даже одну книгу. Мы не ограничиваем по количеству, можно подписаться на тему и выбрать из неё только те книги, которые действительно нужны.
Думаю, что в конечном итоге победит идея, когда студенту будет разрешено скачивать контент к себе в личный компьютер (разумеется, без возможностей дальнейшего копирования и на определённый период) и читать там всё, что ему надо, без подключения к Интернету.
Юрий Михайлович ЕЛЬСКИЙ, ЭБС издательства «Лань»
Цена на доступ к ресурсу не имеет никакой привязки к количеству книг, в отличие от отрасли знаний: коллекция по точным наукам всегда будет стоить дороже коллекции по гуманитарным наукам.
Мы предоставляем доступ к шести коллекциям, и там размещаем всё, что издаётся, ещё до выхода книг из печати. Доступ – онлайновый, то есть работа через Интернет.
Честно говоря, я не верю тем, кто говорит, что статистика использования электронных ресурсов в нашей стране хорошая. Реально она плохая. В первую очередь, это связано с отсутствием опыта, понимания того, как пользоваться ЭБС.
Сергей Геннадьевич ИВАНОВ, ЭБС IPR books
Что касается практических аспектов взаимодействия ЭБС с высшими учебными заведениями, хотелось бы отметить, что, выполняя вышеупомянутый приказ, подобрать ЭБС, удовлетворяющую всем дисциплинам, оказалось большой трудностью. Особенно, если говорить о вузах специализированных. Поэтому выход, предлагаемый нами, был очень прост: на своей платформе мы собрали внутривузовские издания, объединив их в коллекции.
Последние месяцы использование ресурса заметно увеличилось, большую активность проявляют крупные вузы.
ЭБС и авторское право: существует ли угроза пиратства?
С.Ф. ЗЯТИЦКИЙ, ЭБС «КнигаФонд»
Оценивая пятилетний опыт работы, могу сказать следующее: учебный контент не так сильно «запирачен», т.е. нет такого масштаба, как на рынке художественной литературы, где практически всё уже украдено, отсканировано и выложено, а теперь необходимо только бороться с последствиями. Отсутствие ярко выраженного коммерческого интереса, узкий круг людей, интересующихся данными вопросами, несколько нивелировали эту проблему. Она, конечно, не побеждена, но не носит такого «убийственного» характера. Надо также понимать, что ещё на этапе создания ЭБС, мы сразу озаботились тем, чтобы как можно сильнее усложнить возможность воровства контента.
За всё время работы мы наблюдали всего три попытки украсть наш контент. И это ещё большой вопрос, имеет ли смысл отдавать книги файлами, поскольку такая передача напрямую студенту в компьютер существенно повышает риски незаконного тиражирования издания. Да, есть защищённые форматы, но как только книга попала в компьютер к «умельцу», защита достаточно быстро снимается. Другое дело, когда это всё находится в онлайн-постраничном доступе. Тогда приходится ломать каждую страничку, и где-то на 8–10-й странице мы понимаем, что происходит и просто отключаем этого пользователя. В этом случае контент более защищён от взлома.
Антон Викторович МОЛЧАНОВ, ЭБС «Консультант студента»
Я согласен с тем, что пиратский контент мало влияет на статистику, тем более на статистику реального использования ЭБС, к которой вуз уже подключён. Другое дело, что на сам процесс подключения вузов это влияет, потому что нередко мы слышим и от библиотек, и от проректоров, что им это не надо, поскольку всё есть в Интернете. То есть культура отношения к авторскому праву и легальному качественному контенту находится на невысоком уровне.
Практически все здесь говорили, что статистика неважная, но никто не называл конкретных цифр. Мы не считаем, что у нас статистика замечательная, но реальное использование предоставленных нами индивидуальных карт – 50–60%, в некоторых вузах – до 80% от общего количества выданных «ключей». Электронный рынок сегодня составляет около 1% от общего бумажного рынка, а по нашему сегменту это 10%.
Взгляд изнутри: особенности отбора и практика использования ЭБС в ВУЗовских библиотеках
Марина Эдуардовна КАРПОВА, замдиректора Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета
Думаю, что все со мной согласятся в том, что библиотеки являются проводниками идей «сверху» и «отдуваются» за всё «снизу»: мы испытываем давление как со стороны пользователей, которые хотят всё и сразу, так и со стороны издателей и агрегаторов, в чьём понимании мы должны ещё и охранять авторские права, не говоря уже о надзорных структурах.
По поводу статистики, думаю, это вопрос только времени, потому что идею вложить деньги и через год-два получить от них достойную отдачу считаю иллюзорной.
Если в целом обрисовать картину, электоронные ресурсы занимают большую долю наших фондов, это 110 уникальных ресурсов, в книжной коллекции 50 тыс. названий, 40 тыс. названий журналов. В зарубежной профессиональной литературе считается, что соотношение траты на бумажные издания и на электронные ресурсы должно быть 50/50. Мы перешли этот барьер давно и сейчас это 40/60. Не буду говорить о 2011 г., он был очень удачен для покупки электронных ресурсов, поскольку изменилась схема финансирования, и мы сделали закупки крупнейших э-ресурсов на три года вперёд. На бумажные книги и периодику в 2008-2010 гг. выделялось примерно одинаковое количество средств, это 15 млн рублей на книги и 4 млн рублей на подписку. В целом на э-ресурсы в 2010 г. было потрачено 42 млн рублей, в 2011 г. усреднённо – 50 млн рублей. Отечественные ресурсы занимают скромную долю, меньше 10%.
Востребованность э-ресурсов в целом большая, статистика – хорошая, в моём понимании, она несколько стабилизировалась, есть небольшой рост, но определённое ядро пользователей уже сложилось.
Что касается критериев отбора, то он у нас один – это контент, поскольку речь идёт не просто об электронных коллекциях книг, а об учебниках. Поэтому обязательно наличие в ЭБС учебников, включённых в наши учебные планы и программы.
На бумажные журналы при наличии их в электронной форме мы деньги не тратим.
Людмила Львовна БАТОВА, директор Научной библиотеки РГГУ
Наш первый опыт работы с электронными ресурсами относится к концу 1990-х гг., когда в России появилась фирма Ebsco, и с этого момента мы постоянно работаем с разными информационными ресурсами.
Каковы наши требования для принятия решения о покупке ЭБС? Во-первых, мы солидарны с коллегами из Петербурга, это, конечно, контент, т.е. никакие требования лицензирования не должны перекрывать самую важную задачу – предоставить возможность работы с нужными изданиями.
Мы приняли решение приобретать 2-3 базовых системы, если будет возможен точечный отбор учебников под определённые профили, мы будем делать именно таким образом. Мы говорим о ценах, мне кажется, не об этом сейчас важно думать агрегаторам. Если агрегаторы будут ставить во главу угла материальную сиюминутную выгоду, то выиграют те, кто будет работать на перспективу.
Любовь Викторовна МАЦ, заместитель директора Научной библиотеки Санкт-Петербургского университета экономики и финансов
Если говорить о тех финансах, которыми мы располагаем, это всего 5 млн рублей, из которых 2,5 млн тратится на печатные издания, и на электронные ресурсы всего 1,5 млн, поэтому когда я думаю о том, что придётся подписываться на несколько ЭБС, возникает главный вопрос – где брать деньги? Увеличение финансирования библиотеки не входит в приоритетные задачи нашего университета. Исходя из имеющихся возможностей, нам нужно будет купить и зарубежные, и отечественные научные базы данных, и, в том числе, ЭБС.
В настоящий момент мы выписываем всего понемногу. Как и многие другие вузы, мы проводили тестирование разных ЭБС, но свой выбор остановили на Ibooks. Основным фактором было, в первую очередь, то, что это ЭБС нашего региона. Кроме того, по сравнению с другими ресурсами, Ibooks предложил нам самый выгодный способ доступа к ресурсу наших пользователей.
Нам был предложен онлайновый доступ по IP-адресу нашего сервера, а, кроме того, все наши пользователи имеют читательские билеты с уникальными штрих-кодами, и по этим номерам каждый студент и преподаватель со своего компьютера может входить в ЭБС и работать с ресурсом из любой точки, где есть Интернет. Это оказалось очень востребованным. Не нужно было покупать специализированное программное обеспечение, и с 1 декабря мы начали работу в этой системе. Обеспеченность э-учебниками мы строим на основе ЭБС и нашей электронной библиотеки. Единый электронный каталог, который интегрирует эти ресурсы, делает поиск простым и удобным.
Ольга Викторовна ВЕРШИНИНА, директор Научной библиотеки Тверского государственного университета
Политика Минобрнауки свидетельствует о том, что в первую очередь будут сокращаться именно региональные вузы. Одним росчерком пера мы оказались в совершенно другой эре. Последние два года наша библиотека очень активно работала и с агрегаторами, и с издательствами, которые продают свой контент.
Нашим агрегаторам и издательствам надо учитывать, что в такой ситуации, как мы, оказались все региональные вузы, очевидно, что преподаватели по большей части не привыкли работать с такими ресурсами. А если преподаватель не покажет, то не пойдёт и студент.
Отдельный вопрос – финансирование и ценообразование. Когда мне озвучили сумму финансирования на текущий год, иллюзий не осталось: она однозначно обрезает мне возможность попытки найти баланс между приобретением бумажных изданий и электронных ресурсов, т.е. книги я уже не смогу покупать. Тестируя и используя разные ресурсы, мы для себя определили, что ни одна система не даёт нам того контента, который действительно нужен. Чтобы соответствовать критериям и обеспечению дисциплин учебниками, мы должны покупать как минимум три ЭБС.
Тамара Ивановна ВОРОШИЛОВА, заведующая отделом комплектования Донской государственной библиотеки
Анализируя собственные статистические данные за последние несколько лет, мы наблюдаем тенденцию существенного увеличения числа удалённых читателей. Мы подписываемся на базы удалённого онлайн-пользования. Спрос, в первую очередь, на российские ресурсы: East View, ИД Гребенникова, E-library. Самый востребованный из зарубежных ресурсов – Ebsco.
Статистика использования публичным библиотекам тоже очень важна, т.к. мы отчитываемся за каждый потраченный рубль, но, к сожалению, от многих поставщиков мы её не получаем, а если получаем, то нерегулярно. К ЭБС наши читатели получают доступ по IP-адресам в стенах библиотеки. Но тенденции таковы, что читатели не хотят приходить в библиотеку, им требуется уже другой сервис, в первую очередь доступ в удалённом режиме. В любом случае, на наш взгляд, библиотека должна предложить оба варианта доступа, а читатель вправе выбирать, где и с чем ему предпочтительнее работать.
Не удивительно, что применение на практике требований Приказа №1953 влечет за собой не только кардинальные перемены в отношениях между участниками рынка образовательной литературы, но и трансформацию инфраструктуры ВУЗовских библиотек. Тем не менее, в 21 веке подобная реформа не могла не состояться. Наверняка, через несколько лет сотрудничество между агрегаторами и учебными заведениями приведет к неоспоримым преимуществам использования нового формата учебной литературы как для студентов, так и для преподавателей. Однако, для обеспечения всй возможной литературой нужны авторские права на более чем 10 млн. изданий!
Впервые интервью опубликовано в журнале "Университетская книга" май, 2012. www.unkniga.ru