В этом году одним из наиболее оживленных и содержательных мероприятий Дней интеллектуальной собственности в России стал круглый стол «Экономика интеллектуальной собственности в Интернете: инновационные бизнес-модели и возможности монетизации авторского контента», который был организован в Москве 23 апреля 2013 г. Министерством образования и науки и РФ и фондом «Сколково» при поддержке российского подразделения Google.
Особенно интересным круглый стол стал благодаря составу спикеров, в который вошли первые лица отечественной индустрии контента: представители Департамента государственной научно-технической и инновационной политики при Министерстве образования и науки РФ (С. Матвеев) и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (к.ю.н. Е.Чуковская), топ-менеждеры крупнейших российских и зарубежных предприятий Universal Music, Floor64, кинокомпании CTB, издательства «Эксмо», Google Россия и информационного агентства «РИА Новости».
Центральными вопросами на обсуждении стали государственная политика и правовое регулирование в области интеллектуальной собственности, инновационные бизнес-модели в управлении электронным контентом и экономические аспекты монетизации результатов авторского творчества в Интернете.
Председатель комитета Госдумы по информационной политике и связи Алексей Митрофанов рассказал о возможных вариантах государственной стратегии в области интеллектуальной собственности в условиях небывалого развития электронной коммерции. «Именно в сфере Интернета в ближайшие 2-3 года будут приниматься принципиальные решения», подчеркнул политик.
В продолжение темы Сергей Матвеев доложил о трехзначных темпах прироста на отечественном рынке электронных книг и разработке плана конкретных мероприятий в сфере тнтеллектуальной собственности в 3-х аспектах: расширение спектра государственных услуг по патентованию, создание механизма контроля за соблюдением авторских прав, развитие профессиональных сообществ в сфере интеллектуальной собственности.
Генеральный директор «Эксмо» также обратился к статистике роста потребления электронного контента, рассказал о трансформации бизнес-моделей и масштабах пиратства в Рунете как главного барьера для дальнейшего развития индустрии. Хотя сегодня «на пиратских сайтах более 200 тыс. наименований, а в легальном доступе – порядка 70 тыс.», Олег Новиков уверен, что «скорейшее совершенствование законодательства позволит выйти на новый уровень».
С коллегой согласилась директор по взаимодействию с органами государственной власти Google Россия Марина Жунич: «Государственная политика в области интеллектуальной собственности при соблюдении баланса между интересами информационных посредников, правообладателей и пользователей позволит выйти из тупика за счет коллективной работы». Кроме того, Марина Жунич рассказала о системе монетизации контента и защите авторских прав на сервисе YouTube.
Тему развития онлайн-бизнеса с точки зрения Интернет-СМИ раскрыла главный редактор Российского агентства международной информации «РИА Новости» Светлана Миронюк. Среди основных способов извлечения доходов в новостной отрасли она упомянула медийную рекламу, аукционы за рекламные площади, дополнительные сервисы на новостных ресурсах (оплата штрафов, покупка билетов и пр.), продажу мобильных приложений для планшетов.
В заключение круглого стола дискуссия вернулась к теме государственного регулирования. Екатерина Чуковская рассказала о возможных механизмах борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности в сети на примерах опыта европейских стран.
Кроме выступлений участников, в рамках мероприятия прошла презентация международного исследования The Sky is Rising, в котором упоминаются российские, европейские и американские платформы монетизации контента в Интернете и проводится анализ доходов от продажи результатов авторского труда в сети.
Очевидно, что вектор развития в сфере электронной торговли объектами интеллектуальной собственности задан не только стремлением крупнейших медиа-холдингов удовлетворить интересы пользователей и правообладателей, но и законодательными инициативами. Вопрос в том, куда он нас приведет…
Выступления участников:
- Алексей Митрофанов: в сфере Интернета в ближайшие 2-3 года будут приниматься принципиальные решения
- Сергей Матвеев: мы сами пользоваться своим интеллектуальным потенциалом не в состоянии
- Олег Новиков: издательства думают о новых формах маркетинга, новых формах создания контента с учетом Интернета
- Марина Жунич: исследования подтверждают, что пользователи готовы платить за контент
- Светлана Миронюк: широко обсуждаемая тема – быть или не быть платному доступу
- Екатерина Чуковская: надо не только урегулировать, но и задать векторы движения
Служба информации Copyright.ru