В феврале 2013 года в Государственную Думу РФ прибыли представители вэб-индустрии (в т.ч. делегаты от Российской ассоциации электронных коммуникаций - РАЭК, Координационного центра национального домена сети Интернет, Mail.ruGroup, Ru-Center, Яндекс, Ozon.ru, WebMoneyTransfer и др.). Их пригласили на заседание Экспертного совета по Интернету и развитию электронной демократии при Комитете по информационной политике, ИТ и связи, чтобы обсудить предложенную депутатом-единоросом Р.А. Шлегелем «Концепцию регулирования правоотношений в сети Интернет». По результатам дискуссии делегаты от РАЭК взяли на себя обязательство по переработке предложенной концепции в свете реальных проблем отечественной индустрии электронного контента.
Спустя некоторое время на официальном сайте РАЭК была опубликована «Таблица пробелов и проблемных мест в существующем законодательстве в отношении регулирования Интернета», описывающая негативные последствия правоприменения определенных нормативно-правовых актов и предложения по устранению проблем.
1. Большим из зол, по мнению экспертов РАЭК, является существование «черного списка» подлежащих досудебной блокировке ресурсов. Неправомерное отключение доступа к добропорядочным сайтам, нарушения конституционного права на свободу поиска, получения и распространения информации и произвольное применение чрезвычайных мер «снижают общественную и экспертную поддержку действий государственной власти в борьбе с педофилией и наркоманией и, соответственно, эффективность этой борьбы».
РАЭК предлагает: отказаться от блокировки ресурсов по IP-адресам; обязать нарушителей удалять только запрещенную информацию вместо целых вэб-страниц; ввести ответственность за безосновательную блокировку; принять изменения в Постановление Правительства №1101 от 26.10.2012 г. «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
2. В связи с глобальной природой Интернета, в РАЭК считают необходимым устранить правовой конфликт российского законодательства с общепризнанными международными принципами. В связи с этим, эксперты настаивают на изменениях в Гражданский, Гражданско-процессуальный кодексы РФ и ряд федеральных законов.
РАЭК предлагает: освободить от ответственности информационных посредников, не участвующих в редактировании контента; запретить фильтры информации в сетях связи и на публичных компьютерах; обязать операторов связи уведомлять пользователей об управлении и контроле трафика.
3. Среди первоочередных задач эксперты выделяют обновление понятийного аппарата российского законодательства и приведение его в соответствие с новой редакцией Гражданского Кодекса РФ.
РАЭК предлагает: заменить термин «информационно-коммуникационная сеть» термином «сеть Интернет»; уточнить понятия «сайт в сети Интернет», «провайдер хостинга» и «доменное имя»; ввести термины «оператор Интернет-услуг», «сервисная компания» и «пользователь Интернета».
4. Одной из наиболее острых проблем в РАЭК признают небывалый рост киберпреступности: появление новых видов преступлений (в т.ч. «фишинга»), несоразмерность тяжести преступлений установленной за них ответственности, затруднение судопроизводства в связи с несовершенством нормативно-правовой базы и др. Следовательно, среди приоритетов стоит рассматривать модернизацию Уголовного, Уголовно-процессуального Кодексов РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях и закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
РАЭК предлагает: расширить доказательную базу ст. 28 УК цифровыми доказательствами; правильно определить объект киберпреступлений; выделить группу киберпреступлений из раздела «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК в отдельный раздел; дифференцировать ответственность за киберпреступления с точки зрения их реального ущерба; назначить орган, уполномоченный расследовать преступления в цифровой среде.
5. Что касается вопросов авторского права, в РАЭК уверены, что действующие механизмы защиты прав интеллектуальной собственности не соответствуют текущему уровню развития технологий, что приводит к появлению правообладателей-«троллей» и ограничивает возможности добросовестных авторов по монетизации результатов их творческого труда. Кроме того, аналитики РАЭК считают неэффективной деятельность российских организаций коллективного управления при избыточности их прав.
РАЭК предлагает: приравнять статус электронных договоров к письменным; легализировать «открытые лицензии»; отменить право организаций коллективного управления на бездоговорное управление правами; расширить случаи свободного использования произведений в публичных учреждениях и воспроизведения авторских материалов в личных целях; упростить процедуру перехода произведений в общественное достояние.
Кроме того, специалисты РАЭК считают чрезвычайно важным:
-
установить юрисдикцию Российской Федерации при расследовании трансграничных преступлений в соответствии с международными соглашениями;
-
чётко определить границы ответственности информационных посредников за распространение нелегальной информации;
-
гармонизировать законодательство РФ в соответствие с Конвенцией Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных»;
-
детально проработать права продавца и потребителя при дистанционной продаже товаров в сети Интернет;
-
исключить произвольное блокирование доменных имен по требованию оперативно-розыскных органов без ссылки на федеральные законы;
-
обеспечить доступ граждан через поисковые системы к актуальной и правдивой информации о деятельности государственных органов власти;
-
защитить права СМИ на распространение информации;
-
запретить дискриминацию или приоритизацию конкретных пакетов данных с целью ограничения недобросовестной конкуренции в Интернете;
-
уточнить правовой статус облачных вычислений и требования к обработке общедоступной и секретной информации;
-
облегчить налоговое бремя для компаний в сфере ИКТ и стартапов.
Очевидно, что работы по предложениям РАЭК российским чиновникам и экспертам вэб-индустрии хватит как минимум на ближайшее десятилетие. Вопрос лишь в том, будут ли титанические усилия законотворцев поощрены достойными результатами на практике…
P.S. В ответ на позицию РАЭК, предложения касательно совершенствования законодательства РФ в области интеллектуальной собственности от имени правообладателей были озвучены представителями Национальной федерации музыкальной индустрии (НФМИ).
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
31.05.2013 Усовершенствование законодательства в сфере Интернета: точка зрения музыкальной индустрии
В продолжение материала о предложениях Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) по усовершенствованию законодательства РФ в области регулирования Интернета - сопутствующие рекомендации и комментарии представляет Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ).
30.05.2013 Мифы об ответственности за пиратский контент в Интернете
Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ) предлагает развеять мифы о законопроекте Министерства культуры, продвижение которых имеет своей целью «запутать» интернет-сообщество в терминологической казуистике, а также защитить капитал отдельных пиратских ресурсов
29.05.2013 Реестр интеллектуальной собственности планирует создать Министерство культуры РФ
Министерством культуры закончена разработка законопроекта, направленного на усиление защиты интеллектуальной собственности правообладателей в Интернете (в том числе и на торрентах). Последнее обсуждение документа прошло 28 мая.
23.05.2013 Координационный совет обсудил реестр прав и пиратство в Рунете
21 мая 2013 г. в Торгово-промышленной палате РФ состоялось заседание Координационного совета по защите интеллектуальной собственности.