Спектакль «Юнона и Авось» впервые был показан в 1981 году, создателями его являются Алексей Рыбников (музыка), Андрей Вознесенский (стихи и идея), Марк Захаров (режиссура). Согласно практике, режиссер, на самом деле, не считается автором – положение спорное, но именно так и есть в России. Вознесенский предложил Захарову идею музыкального спектакля по своей поэме «Авось!», режиссер согласился и в качестве композитора выбрал молодого Рыбникова.
Поэтому после смерти Андрея Вознесенского в 2010 году претендовать на регистрацию бренда «на себя» может только композитор, но с согласия вдовы поэта, которая является его наследницей.
Алексей Рыбников подал заявку на регистрацию товарного знака «Юнона и Авось» без согласования с Зоей Богуславской, вдовой поэта. Теоретически, если регистрация состоится, композитор вправе требовать либо роялти за использование его ТЗ, либо запрета на использование другими театрами его бренда. В том числе ограничение коснется и «Ленкома» с Марком Захаровым, где спектакль с успехом и без перерывов идет и по сей день вот уже 32 года.
Алексей Рыбников несколько лет назад создал собственную авторскую версию спектакля с упором на православную составляющую и вокал. В отличие от ленкомовской версии спектакля, где много фонограмм, у Рыбникова все артисты поют вживую. С набранной труппой он гастролирует по миру и пару раз – в Украине и Израиле – театральные коллективы пересекались, что вызывало конфликты между Захаровым и Рыбниковым.
Бренд «Юнона и Авось» ранее – с 2002 по 2011 года – принадлежал ООО «Профит Арт», но не использовался. Когда два года назад истек срок охраны, регистрация не была продлена.
Подробнее Известия