Одним из представителей российских государственных ведомств на встрече, где обсуждалась интеллектуальная собственность, был начальник отдела Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) С.Н. Шурыгин. В ходе своего выступления он рассказал об объемах выявленного на российской границе контрафакта, его товарной структуре и текущих тенденциях, а также ответил на вопросы Еврокомиссии касательно таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном.
Представитель ФТС С.Н. Шурыгин начал свой доклад с представления статистических данных. По его словам, в 2011 году 9,3 млн. единиц выявленных таможенной службой подозрительных товаров были признаны контрафактными в судебном порядке. Их них лишь 32 нарушения были связаны с авторскими правами, а в подавляющем большинстве случаев речь шла о ворованных товарных знаках. В 1 квартале 2012 года произошла активизация деятельности правонарушителей – за 3 месяца было конфисковано 3 млн. единиц фальсификата.
По оценкам правообладателей, сумма предотвращенного таможенной службой ущерба достигла 1.5 млрд. рублей. При этом товарная структура контрафактных товаров выглядит следующим образом:
Кроме того, представитель Федеральной тамеженной службы упомянул следующие особенности перевозки контрафакта через российскую границу:
- Несмотря на ожидаемый в 2011 году спад по объему выявленного контрафакта в связи с формированием таможенного союза, снятием внутренних границ и структурными преобразованиями в ФТС, количество административных нарушений, связанных с интеллектуальной собственностью, выросло до 1073.
- Из-за смещения пиратства в сторону Интернета из года в год сокращается доля нарушений в области авторских прав, а именно контрафакта носителей информации.
- Страной происхождения подавляющего большинства контрафактной продукции является Китай, со временем меняются лишь транспортные коридоры (так, в последнее время участились случаи ввоза китайского контрафакта из стран Прибалтики).
Комментируя доклад таможенника, Андрес Джессен из Еврокомиссии упомянул об особой опасности транспортировки контрафакта (особенно продукции, заказанной в Интернете) индивидуальными посылками через Почту России.
С.Н. Шурыгин пояснил, что эта проблема находится вне полномочий его организации: «Таможенный Кодекс Таможенного союза содержит изъятия касательно применения таможенными службами мер, связанных с ввозом физическими лицами и пересылки в адрес физических лиц товаров. Однако мы обращаем на это внимание почтовой службы, поскольку Всемирная почтовая конвенция запрещает пересылку контрафактной продукции».
Говоря о таможенном союзе между Россией, Беларусью и Казахстаном представитель Федеральной тамеженной службы, прежде всего, остановился на проблеме формирования «Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности стран-членов Таможенного союза». Он отметил: «Де-юре подписаны соответствующие межправительственные соглашения о функционировании единого реестра. Де-факто этот реестр пока не заработал, поскольку опередил своё время». Причин этому, по словам Сергея Николаевича, несколько:
1. не вступило в силу Соглашение о единой регистрации товарных знаков;
2. не сформирован единый рынок страховых услуг;
3. процедура регистрации в едином реестре пока сложнее и затратнее, чем включение объекта интеллектуальной собственности в три национальных реестра.
Отвечая на вопрос г-на Джессена, представитель таможенной службы заявил, что даже после полноценного запуска Единого реестра, национальные реестры интеллектуальной собственности продолжат своё существование в качестве дополнительных. Кроме того, г-н Шурыгин был вынужден согласиться с неравномерностью развития правоприменительной практики в странах таможенного союза: «В Беларуси и Казахстане полномочия по защите прав интеллектуальной собственности меньше, чем в России. Для выравнивания ситуации создана рабочая группа при Объединенной коллегии таможенных служб, её цель – выработка дорожной карты для создания единой правоприменительной практики, повышения взаимодействия и эффективности работы таможенных служб. Кроме того, будут унифицированы процессуальные действия таможенных органов, связанные с уведомлением правообладателей», - заверил таможенник.
Судя по отсутствию резких замечаний, возражений и требований (в отличие от ситуации с докладом представитиеля от МВД), европейские представители в целом остались довольны ситуацией с обеспечением прав интеллектуальной собственности на российской границе.
Служба информации Copyright.ru