Новые возможности общества в эпоху глобального доступа к информации посредством сети Интернет порождают не только новые возможности, но и серьезные проблемы. С целью реализации этих возможностей и решения проблем современности в рамках ЮНЕСКО работает межправительственная программа «Информация для всех» которая играет важную роль в достижении целей Декларации тысячелетия ООН и задач Всемирного саммита по информационному обществу.
Стратегические приоритеты программы включают сохранение культурного разнообразия в киберпространстве, повышение уровня медиа- и информационной грамотности населения, использование информации в целях развития, обеспечение всеобщего доступа к знаниям и др.
С 2010 г. «первым во всех отношениях» национальным комитетом программы «Информация для всех» является российский комитет, созданный Министерством культуры РФ и Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО. Лишь за 2012 г. Российским комитетом программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и его рабочим органом (Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества МЦБС) было организовано 18 научно-практических конференций, семинаров и фестиваль «Читаем вместе!» в республике Коми. Очередным мероприятием в рамках программы стала Международная конференция ЮНЕСКО «Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе», которая состоялась 7-12 сентября 2013 г. в Южно-Сахалинске.
Чтобы обсудить тенденции, динамику и последствия социокультурных трансформаций в цифровую эпоху, на Сахалин прилетели более 120 экспертов из 49 государств, а также делегаты от ЮНЕСКО. Ниже представлено краткое содержание наиболее интересных выступлений.
Шаткий баланс между свободой и безопасностью
Говоря об актуальности заявленной темы и влиянии информационных технологий на современный уклад жизни руководитель ФАПМК Сеславинский М.В. своё выступление начал с бытового, но показательного случая, когда его десятилетняя дочь, возя с собой iPad во время каникул, мучительно выбирала, что лучше почитать между «Робинзоном Крузо» Даниэля Дэфо или «Вием» Н.В. Гоголя. В этой страстной поколенческой борьбе победила сетевая игра Angry Birds. И этот случай очень характерен для многих. На сегодняшний день количество российских интернет-пользователей составляет уже 76 миллионов человек. Каждый второй житель России пользуется Интернетом, и в городах с населением больше 100 тысяч человек 42% жителей старше 12 лет пользуются Интернетом хотя бы раз в месяц, причём в Москве эта доля составляет 62 %, в Санкт-Петербурге – 53 %. К 2015 году численность российских интернет-пользователей должна достигнуть отметки сто миллионов человек. По их количеству Россия вышла на первое место в Европе ещё в прошлом году.
По мере проникновения Интернета и других информационных и коммуникационных технологий в нашу жизнь, очевиден тот факт, что тема, поднятая на Сахалинской конференции, будет приобретать всё большую значимость. Едва ли не главная задача, которая стоит перед мировым сообществом, заключается в том, чтобы преодолеть противоречия и найти разумный баланс между глобализацией и сохранением культурного разнообразия и национальной идентичности, между свободой и самовыражением, для которых необходимо обеспечивать коллективную и индивидуальную безопасность, оберегать от посторонних вторжений в частную жизнь, и органично вписать великое культурное наследие прошлого, и роскоши живого человеческого общения в жизнь новых поколений, сформированных в эру компьютерных коммуникаций.
Интернет – средство доступа к знаниям, а не самоцель
Эту тему продолжил директор Департамента развития обществ знания ЮНЕСКО, Банержи Индражит, озвучив позицию ЮНЕСКО как международной организации, которая возглавляет и регулирует дискуссии по вопросам Интернета и информационного общества. Нужно подчеркнуть, отметил спикер, что мы говорим об обществе знаний, а не информационном обществе, поскольку существует большое различие между двумя этими концепциями. Концепция общества знаний теперь принята во многих странах мира. Информация для нас – это лишь средство, которое ведёт к цели, а не цель сама по себе. Мы придерживаемся мнения, что и Интернет, и ИКТ – это также инструменты, которые могут быть освоены для того, чтобы достичь какой то цели. Очевидно, что Интернет может иметь существенное воздействие в том, чтобы способствовать диалогу между людьми, обеспечивать доступ к информации и знаниям, и укреплению прав человека. Поэтому наша концепция общества знаний базируется на четырёх главных основах: «Образование для всех», «Свобода выражения взглядов», «Доступ к информации и знаниям, «Культурное и языковое многообразие».
Например, говоря об информации и образовании для всех, информационные и коммуникационные технологии играют ключевую роль, способствуя увеличению доступа к образованию. Когда мы говорим о многоязычии, то Интернет играет важную роль в содействии языкового и культурного разнообразия.
Возможности и последствия информационной глобализации
Мировое библиотечное сообщество на Сахалинской конференции представляла Президент ИФЛА, Генеральный секретарь Библиотечной ассоциации Финляндии, Синикка Сипиля, говоря об основных трендах в цифровой среде, основываясь на исследовании, которое провела ИФЛА в 2013 году, выделив основные тенденции. Во-первых новые технологии будут одновременно и ограничивать, и расширять доступ к информации у разных категорий населения, в зависимости от доступа к информации и умению ею пользоваться. Во-вторых, онлайновое образование будет вытеснять традиционное и глобальное расширение этих ресурсов, имеющихся в Интернете для дистанционного образования, сделают образование более доступным и дешёвым. Как следствие, всё больше будет развиваться образование, продолжающееся на протяжении всей жизни и базирующееся на интернет-ресурсах. В-третьих, границы защиты личной жизни в Интернете будут постоянно пересматриваться, что приведёт к серьёзным последствиям по вопросам приватности и сохранения персональных данных. В-четвёртых, Интернет будет давать новые возможности для развития обществ, в частности малочисленным партиям и объединениям. В-пятых, глобальная информационная экономика, будет трансформироваться под воздействием новых технологий, как следствие будут появляться новые услуги и бизнес модели.
Использование личных данных и предпочтений пользователей, в частности – какие веб-сайты мы посещаем, какие разговоры ведём в Сети, что ищем, какие поисковые запросы задаём – вся эта информация аккумулируется и может использоваться без нашего ведома. Не менее серьёзный вопрос возникает по предоставляемым библиотекой услугам. Мы проводили анализ востребованности пользователей и выяснили, что практически каждый раз студент, приходя в библиотеку, использовал онлайн-источники. Растёт потребность в удалённом доступе. Очевидно, что необходимость в библиотеке как в проверенном источнике информации стремительно падает. В связи с этим, не менее важной темой становится вопрос о достоверности и качестве информации. Недавние исследования Оксфордской интернет-службы показали, что люди, активно пользующиеся интернет-услугами, доверяют мнению незнакомых в Сети, относительно оказываемых услуг даже больше, чем проверенным источникам, экспертам, лидерам мнений, газетам и, порой, правительству.
Тема электронных книг, авторского права, открытого доступа также вызывают много вопросов. Как и за чей счёт выстраивать баланс между правом на информацию в образовании и вознаграждением правообладателя и какие исключения и ограничения могут быть предоставлены библиотекам?
Сегодня автоматизированные системы поиска ограничивают информацию, доступную нам, и ограничиваются именно нашими поисковыми привычками и местоположением. Можем ли мы полностью доверять поисковым машинам - сложный вопрос, который обсуждают библиотеки по всему миру. Как библиотеки и образовательные институты могут убедиться, что студенты и пользователи получают именно ту информацию, которую они ищут, а не ту, которую им хочет выдать поисковик по тем или иным, порой, экономическим причинам? Мы должны бороться с этим подходом и разрабатывать собственную систему для навигации пользователей. Не менее серьёзный вызов - cохранение информации. Как идентифицировать и по каким критериям оценивать контент, который имеет историческое и культурное значение? Как здесь обходиться с защитой авторских прав? Кто и из каких источников будет оплачивать эти инициативы? При этом всё больше библиотеки тоже переходят к автоматизированным технологиям, к алгоритмам поиска, пытаясь перейти на электронные формы. Но не теряем ли мы чего-то в отношении сохранения этих данных?
Если говорить по тематике конференции, то проблема не в технологиях, а в головах – начал своё выступление замминистр связи и массовых коммуникаций ВОЛИН А.К. - Интернет не делает людей хуже или лучше – он лишь позволяет проявить качества и умения, которые заложены в каждом из нас. Что почерпнуть из сети, что выбрать – всё это каждый из нас решает для себя самостоятельно. Интернет по сути дела является просто дополнительным местом для хранения информации. В своё время это была бумага, потом радио и телевидение, а теперь всемирная паутина.
Проблема не в технологиях, а в головах
Чем является Интернет? Прежде всего, это доступ к знаниям. Мы за то, чтобы переводить как можно больше данных в электронную форму, публиковать их в открытом доступе, обеспечивать распространение информации через библиотеки, архивы. Это позволит создать быстрый доступ к знаниям для всех. Я не буду говорить о том, насколько это важно для тех, кто живет вдали от больших городов, крупных библиотек и известных научных центров. Часто нам приходится сталкиваться попытками наложить некоторые ограничения на данную деятельность с дополнительной защитой авторских прав, но если выбор будет стоять между авторским правом и знанием, то мы считаем, что он должен быть сделан в пользу знания.
Угрожает ли Интернет или нет? У меня есть однозначный ответ на этот вопрос. Если лишние знания подвергли опасности вашу веру или культуру, то вывод такой – ваша вера слаба, а культурные традиции бедны. Дополнительные знания лишь обогащают национальную культуру, усиливают гордость за неё, показывает, что можно взять у соседей, а чем можно поделиться с ними. Интернет даёт дополнительную возможность для распространения религиозных и культурных идей, ценностей. Если они боятся конкуренции, то проблема не в Интернете, а в слабости идей и ценностей. Свободная конкуренция идёт на благо во всех сферах.
С одной стороны, Интернет существенно облегчает доступ к общественному достоянию, экономит время и деньги членов информационного общества и позволяет эффективно бороться с глобальными проблемами человечества. С другой стороны, Интернет служит средством пропаганды терроризма, суицида и наркотиков, предоставляет дополнительные возможности для воровства чужой интеллектуальной собственности и уводит игроманов в виртуальную реальность. Кто же населяет глобальную паутину – ангелы или демоны? Каждый решает для себя…
Опубликовано полностью в журнале "Университетская книга" октябрь, 2013 www.unkniga.ru