Приказом №1953 от 5.09.2011 г. Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования установила лицензионные нормативы касательно наличия в распоряжении ВУЗов «учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса» в рамках реализуемых в соответствии с лицензией программ высшего образования. В частности, для получение лицензии подразумевается обязательное обеспечение учащихся доступом к научным и образовательным ресурсам в электронной форме (ЭБС), отвечающим установленным техническим и содержательным характеристикам.
Неудивительно, что кардинальное изменение подхода к формированию книжных фондов вызывает в ВУЗах серьезные - а порой и неразрешимые - проблемы:
1. Недостаточная потребность пользователей в электронных библиотечных системах - ЭБС
По результатам внутреннего исследования Государственного университета управления (ГУУ), «50% студентов приходят в библиотеку за комплектами бумажных учебников, 60% пользуются ресурсами сети, 30% - ресурсами ЭБС». Приведенную статистику подтверждает и Е.В. Линдеман, заместитель генерального директора ГПНТБ России: «Как ни странно, читатели в основном хотят работать с бумажной книгой, мы за прошлый год получили 78% запросов на бумажную литературу. Около 30% готовы работать с электронными изданиями, но обращаются к ним тогда, когда нет бумажной версии».
2. Неудовлетворительное качество предлагаемого отечественного контента
Если раньше при комплектовании электронных фондов библиотек применялся научно-обоснованный подход, то сегодня в приоритете не качество изданий, а статистика книгообеспеченности. «Мы комплектуем фонды электронными изданиями Springer, американского физического общества, Американского химического общества; это действительно ценные ресурсы, но никто ещё не расстроился от того, что какой-то отечественной книги нет в цифровой форме», - комментирует представитель Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
3. Технические ограничения при выборе ЭБС
Для крупных ВУЗов, где количество пользователей ЭБС может исчисляться десятками тысяч, неприемлемы системы с механизмом авторизации. «Невозможно 70 тысячам пользователей выдать логины и пароли. Таким образом, эти ЭБС мы не подключаем, даже если в них есть книги, которые нас интересуют», - отмечает представитель Московского государственного университета (МГУ).
4. Экономическая нецелесообразность закупки электронных ресурсов
Стоимость доступа к базам данных ЭБС довольно высока, а реальный процент использования книг делает нецелесообразным приобретение коллекций электронных книг. Например, в МГУ «более 40 факультетов, приходится выписывать 10-15 баз данных по цене 100 тыс. каждая, но из каждой базы данных необходимо в лучшем случае 10-20 книг». Стоит также заметить, что при отключении любого электронного ресурса никаких копий книг у ВУЗа не остается в отличии от приобретения бумажных экземпляров.
5. Неуверенность ВУЗов в стабильности работы электронных библиотечных систем
Многие ВУЗЫ не включают в календарные планы электронные книги из приобретенных баз данных, поскольку не уверены в продолжении сотрудничества с определенным агрегатором ЭБС и продлении лицензии на использование конкретных учебных материалов.
Несмотря на возникающие сложности, ВУЗы и библиотеки признают необходимость внедрения ЭБС в новом информационном пространстве, пытаются изменить отношение студентов к электронным ресурсам и найти ЭБС, максимально отвечающую содержательным характеристикам изучаемых дисциплин. Кроме того, эффективное использование ЭБС предполагает наличие в библиотеке соответствующих интеграционных сервисов, которые в развитых странах были внедрены уже 10-15 лет назад. По словам представителя Российской государственной библиотеки (РГБ), «такие сервисы должны на этапе комплектования давать информацию о том, что есть в каждой конкретной системе по наименованиям и по количеству с минимальным набором метаданных».
Не смотря на принудительный порядок внедрения ЭБС в систему образования ряд агрегаторов всё же смогли найти общий язык с ВУЗами и удовлетворить их потребности в той или иной сфере знаний. Среди наиболее гибких ЭБС оказались «Лань», «Инфра-М», ibooks, Znanium и «Университетская библиотека онлайн».
Служба информации Copyright
Читайте также:
10.02.2013 Издатели и библиотеки: в споре о правах рождается истина
Ключевой темой российской индустрии контента в последнее время стали изменения в 4-ую часть Гражданского Кодекса РФ, а особенно – конфликт интересов издателей и библиотек в вопросе оцифровки и предоставления доступа к охраняемым произведениям. Сдвинется ли диалог издателей и библиотек с мертвой точки? Возможен ли в данной ситуации баланс интересов как таковой? Есть ли свет компромисса в конце туннеля взаимных обвинений? Ответы на эти вопросы читаются между строк в выступлениях представителей издательств и библиотек.
08.11.2012 Такие разные отношения к авторским правам в результатах специального исследования
Опрос «Авторское право и интеллектуальная собственность в Интернете» проводился в августе – сентябре 2012 г. Безусловно, мнение экспертов библиотечного и издательского сообществ известно, но в то же время высказаться удаётся далеко не всем участникам рынка. В этой связи журнал «Университетская КНИГА» провёл специальное исследование.
04.05.2012 Издательская деятельность и электронные ресурсы ВУЗа: баланс взаимодействия
Как издательства ВУЗов справляются с собственной издательской деятельностью, такой масштабной и ответственной работой? Об этом журналу «Университетская книга» рассказали первые лица редакционно-издательских отделов университетов Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска и Иваново.