20 лет прошло с момента учреждения ведущей российской организации по авторским правам – Российского авторского общества (РАО). Но достаточно ли этого срока, чтобы выстроить эффективную систему коллективного управления авторскими правами в масштабах государства?
Юридической подоплекой существования системы коллективного управления авторскими правами в нашей стране стало присоединение СССР к Всемирной конвенции об авторском праве 27 июня 1973 г. Однако нормативно данный аспект был закреплен в законодательстве России лишь в 9 июля 1993 г., когда вступил в силу Закон №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». Раздел IV Закона гласил: «В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи), могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе».
В том же году 7 октября Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал указ о создании некоммерческой общественной организации РАО в качестве правопреемника Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС). Уже за первый год деятельности РАО удалось подписать договоры на управление правами с 1.5 тыс. авторов. Сегодняшняя статистика впечатляет куда больше:
- членами РАО являются 26 тыс. правообладателей с ежегодным приростом в 1000 авторов;
- заключено более 140 договоров с юридическими лицами-резидентами РФ и 189 соглашений о взаимном представлении интересов с ОКУ в 68 странах мира;
- в России РАО выступает от лица 2 млн. зарубежных правообладателей.
Переломным моментом в деятельности РАО стало вступление в силу 4-ой части Гражданского Кодекса РФ (с 1 января 2008 г.), которая предусматривает государственную аккредитацию организаций коллективного управления. За 2008-2010 гг. в России было аккредитовано 4 организации коллективного управления - ОКУ, которые распределили сферы влияния на рынке коллективного управления в соответствии с п.1 ст. 1244. РАО досталось «управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю радио- или телевизионных передач (сообщение в эфир или по кабелю), в том числе путем ретрансляции», а также «осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение такого аудиовизуального произведения».
Именно аккредитация, по словам представителей РАО, позволила увеличить сборы и выплаты авторского вознаграждения в 2012 г. на 15% и 24% соответственно. Две другие российские ОКУ (Российский союз правообладателей - РСП и Всероссийская организация интеллектуальной собственности - ВОИС) отвечают за осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений при их использовании в личных и коммерческих целях. При этом и РСП, и ВОИС созданы и действуют при участии и поддержке РАО.
Кроме того, 4-ая часть ГК РФ утвердила бездоговорное управление авторскими правами для аккредитованных организаций, значительно расширив сферу влияния РАО и других ОКУ. Однако уже через несколько лет они могут лишиться данной привилегии в связи с обязательствами по вступлению России в ВТО.
К сожалению, построение договорных взаимоотношений с различными группами правообладателей РАО приходилось и приходится осуществлять через суд. Несмотря на то, что закон 1993 г. обязал телерадиовещательные компании выплачивать авторское вознаграждение при использовании произведений, РАО пришлось «выбивать» средства в судебном порядке. «Закон предоставлял правообладателям возможность требовать компенсации за нарушение авторских прав в размере от 10 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда - менеджеры телекомпаний увидели, что нарушать нормы действующего законодательства экономически невыгодно», - вспоминает директор Департамента правового обеспечения РАО Екатерина Ананьева. Первыми компаниями, заключившими лицензионные договоры с РАО, стали телеканал ОРТ и радиостанция «Европа Плюс». «На сегодняшний день со многими телерадиовещательными компаниями у нас выстроены не только рабочие, но и дружеские отношения», - отмечает Ананьева. Трудности в данном сегменте вызваны лишь конфликтами с кабельными компаниями, которые называют себя техническим звеном по оказанию услуг связи и отказываются от выплаты авторского вознаграждения.
Только в 2010 году ценой многочисленных судебных исков РАО удалось нормализировать взаимоотношения с кинотеатрами – первое вознаграждение было получено в пользу композитора Эдуарда Артемьева после проката фильма «Сибирский цирюльник». «С 2008 года и по настоящее время сборы за кино у нас выросли на 98%. Это достаточно конфликтная категория пользователей перешла в категорию добросовестных», - с гордостью рассказывает Екатерина Ананьева.
Однако российская Фемида не каждый раз становится на сторону РАО: в 2012 г. суд Санкт-Петербурга посчитал безосновательным требование о выплате вознаграждения немецким исполнителем Тило Вульффом, а суд Екатеринбурга не удовлетворил иск к Свердловской государственной филармонии. Впрочем, с появлением специальных арбитражных судов по интеллектуальным правам в РАО отмечают увеличение эффективности исковых обращений.
Среди других барьеров в деятельности РАО Екатерина Ананьева назвала «невозможность проверки отчетов пользователей и их финансовых доходов». Также спорным моментом является сохранение полномочий российских организаций коллективного управления правами в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, которое отстаивает даже Никита Михалков.
Российских управляющих правами поддерживает и Международная конфедерация обществ авторов и композиторов CISAC (её членом является РАО): «Сотрудничество с Казахстаном и Республикой Беларусь в контексте союза может помочь дальнейшему развитию деятельности по защите авторских прав и товарных знаков. Это создает платформу, которая поможет развивать сотрудничество в других областях». Хвалебные слова в адрес РАО и других российских организаций коллективного управления правами прозвучали и от представителя Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) Сауле Тлевлесовой: «Вы профессионально занимаетесь своей работой. За вами авторы и композиторы чувствуют себя уверенно».
Остается пожелать Российскому авторскому обществу и другим российским ОКУ всецело соответствовать высоким оценкам международных экспертов и оставлять все меньше поводов для критики.