Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях прекращения нарушении авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», разработанный Министерством культуры, и активно обсуждаемый последние дни в СМИ направлен, по мнению разработчиков, на защиту интеллектуальной собственности в сети Интернет. Именно поэтому, он вызывает такие противоречивые комментарии в прессе и встречает недовольство даже простых потребителей контента. По мнению Национальной федерации музыкальной индустрии (НФМИ), представляющей мнение правообладателей, законопроект полностью соответствует опыту таких стран, как Германия, Франция, Новая Зеландия, США и впитал в себя то лучшее, что ранее имело место в правовом регулировании цифрового пространства. В этой статье НФМИ предлагает развеять мифы о законопроекте, продвижение которых имеет своей целью «запутать» интернет-сообщество в терминологической казуистике, а также защитить капитал отдельных пиратских ресурсов.
Миф 1. Законопроект не отвечает требованиям общества и направлен против пользователей Интернета.
Законопроект, как и его аналог DMCA (США), предоставляет информационным посредникам широкие возможности для противодействия пиратству. Более того, проект Министерства культуры практически никак не затрагивает пользователей, так как экспертам очевидно, что главную роль в цифровом пиратстве играют не более, чем несколько сотен сайтов.
Заинтересованные пиратские ресурсы, к сожалению, дезинформируют интернет-сообщество, ставя знак равенства между пиратством и интернетом, что далеко не так. Добропорядочных интернет-ресурсов все-таки большинство, поэтому после принятия законопроекта пользователи смогут потреблять качественный, законный, безопасный контент, предоставляемый при этом совершенно бесплатно. И никакие частные заявления заинтересованных лиц, направленные на защиту капитала отдельных пиратских ресурсов и имеющие своей целью «запутать» интернет-сообщество в терминологической казуистике, не должны этому помещать.
Миф 2. Терминология законопроекта, а также описание организационных и технологических процессов проекта не выдерживают никакой критики.
Терминология, используемая в законопроекте отвечает всем требованиям правоприменения. Более того, проект встроен в конструкцию Закона об информации, нормы которого давно и успешно применяются к сфере регулирования информационных технологий. Возможно, критика терминологического аппарата сводится к попыткам «замотать» законопроект, затянуть его принятие, и соответственно, продлить зарабатывание отдельных площадок на пиратстве в Интернете. Между тем, эксперты оценивают терминологию законопроекта на достаточно высоком уровне.
Что касается вопросов по описанию технологических процессов, на которых основано взаимодействие субъектов в сети интернет, можем сказать, что над законопроектом работали юридические и технические эксперты высокого уровня. Более того, к обсуждению постоянно привлекались представители интернет-индустрии и правообладателей. Едва ли корректно говорить о незнании указанными экспертами организационных и технологических процессов в сети Интернет.
Миф 3. Самостоятельные меры по пресечению нарушений авторских и смежных прав операторами связи, предложенные в законопроекте, снизят экономическую эффективность.
Принятие хостинг-провайдерами, поисковыми сервисами, операторами связи самостоятельных мер полностью соответствует международной практике. По этой модели работают ведущие мировые площадки, например, YouTube.
Миф 4. Законопроект не оставляет права спорным объектам и накладывает серьезное бремя на информационных посредников.
Сегодня все компетентные эксперты сошлись во мнении: баланс отношений нарушен, пиратство лишает АВТОРОВ И ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ законного вознаграждения, перегружает сетевые мощности операторов, при этом нарушение баланса происходит по вине всего нескольких тысяч пиратских сайтов. Необходимо заботиться в первую очередь о законной части Интернета, которая, по сути, и должна развиваться, о легальных, в том числе отечественных, он-лайн кинотеатрах и музыкальных ресурсах, таких как ivi.ru, Яндекс.Музыка и другие.
Оперативное удаление пиратского объекта является главной целью законопроекта, иначе теряется его смысл. При этом, скорость удаления пиратских файлов крайне важна, особенно с учётом всех тех усилий, которые государство прилагает для защиты культурного контента. Не стоит забывать, что проект разработан министерством в рамках поручения главы кабинета министров, в котором была явно выражена государственная позиция: с пиратством в сети должно быть покончено.
Миф 5. Сбор и хранение персональных данных противоречит законодательству РФ.
Сбор и хранение персональных данных – полностью законная деятельность. Законом даже введён термин «оператор персональных данных», и определены его права и обязанности. Профессионалам известно, что пользователь всегда даёт разрешение на использование его персональных данных, иначе интернет-ресурс с ними просто не работает.
Миф 6. Поисковая выдача по приоритетам не реализуема и противоречит функции поисковых сервисов.
Приоретизация поисковой выдачи легальных сайтов давно реализована компанией Google, о чём известно прессе и СМИ. Это один из эффективнейших способов борьбы с пиратством, и его необходимо развивать и дополнять. Главное – что это возможно технически и давно используется в мире.
«Несмотря на отдельные правовые детали, устранимые на этапе законодательного рассмотрения, данный законопроект совершенно необходим к внесению в Государственную Думу и принятию в самые ближайшие сроки», - считает Леонид Агронов, глава НФМИ. «Принятие законопроекта, бесспорно, вызовет подъём легальной цифровой дистрибуции в России. Уверен, что в нашей стране немало легальных сайтов, которые ждут, когда пользователь от пиратских сайтов перейдет к ним. Это и оживит экономику, и даст людям веру в то, что пиратство можно победить. При этом ресурсы не станут платными для пользователя. Модель YouTube и Яндекс.Музыки тому пример», - добавил он.
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
29.05.2013 Реестр интеллектуальной собственности планирует создать Министерство культуры РФ
Министерством культуры закончена разработка законопроекта, направленного на усиление защиты интеллектуальной собственности правообладателей в Интернете (в том числе и на торрентах). Последнее обсуждение документа прошло 28 мая.
23.05.2013 Координационный совет обсудил реестр прав и пиратство в Рунете
21 мая 2013 г. в Торгово-промышленной палате РФ состоялось заседание Координационного совета по защите интеллектуальной собственности.
24.04.2013 Минкомсвязи объявляет пиратскому контенту бескомпромиссную войну
Одним из способов значительно сократить «потребление» пользователями Интернета незаконных копий любого вида контента, считают в Минкомсвязи, является сетевое предупреждение о пиратском статусе файлов.