В настоящее время Россия переживает период серьезных правовых трансформаций, связанных с активизацией использования авторских произведений в сети Интернет. После смены руководства в 2012 г. одним из наиболее деятельных инициаторов законодательных изменений стало некогда консервативное Министерство культуры Российской Федерации. В минувшем 2012 г. ведомство предложило 23 законопроекта в различных сферах культуры (для сравнения, за 2008-2011 гг. было инициировано всего 2 законопроекта), а его делегаты принимали активное участие в отраслевых дискуссиях, конференциях и прочих мероприятиях. Краткий портрет ведомства на 2012 год таков: 329 сотрудников, бюджет в 90 млрд. рублей, 12 департаментов и сотни подведомственных организаций (среди которых театры, цирки, музеи, библиотеки, учреждения высшего и среднего профессионального образования, концертные организации, киностудии и научно-исследовательские учреждения).
Дальнейшая оптимизация деятельности министерства заключается в реорганизации подведомственных структур, а главной оперативной задачей является успешное проведение комплекса мероприятий в 2014 г., который был признан Годом культуры в России. Об успехах министерства и стратегических целях на год предстоящий рассказал журналу «Университетская книга» действующий Министр культуры РФ Владимир Ростиславович Мединский.
Владимир Ростиславович, прошёл год с тех пор, как Вы возглавили Министерство культуры РФ. Как оцениваете итоги работы ведомства, что качественно изменилось, а что не удалось поменять и требует серьёзного пересмотра?
Вы знаете, главная задача, которая стояла перед нашим министерством – выполнение прошлогодних майских указов Президента в части повышения зарплаты работников культуры. В течение девяти месяцев мы проводили серьёзную подготовительную работу, и в итоге зарплата повышается не только за счёт дополнительного финансирования, но и за счёт перестройки работы самих учреждений культуры, которая подразумевает перераспределение бюджетных ассигнований, перевод на аутсорсинг непрофильных видов деятельности, изыскание дополнительных внебюджетных средств, реорганизацию и оптимизацию структур. Сразу скажу, процесс непростой, поскольку приходится сокращать штат, оптимизировать расходы на административно-управленческий и вспомогательный персонал, проводить инвентаризацию договорных обязательств с целью выявления неэффективных расходов, изыскивать возможности направления дополнительных средств на оплату труда за счёт платных услуг, экономии средств по коммунальным расходам.
На сегодняшний день эта работа уже принесла определённые результаты. С конца мая мы перечисляем всем нашим подведомственным учреждениям дополнительные средства на повышение зарплаты. Если год назад средняя заработная плата работников федеральных учреждений культуры составляла менее 20 тыс. рублей, то, по данным на 1 апреля 2013 г., она выросла почти на 50% и составляет 28800 рублей. Надеемся, что к концу года эта цифра ещё увеличится.
Минкультуры в силу консерватизма отрасли никогда не было инициатором большого количества законопроектов. За предыдущие четыре года работы Минкультуры было инициировано и принято всего два закона. За истекший год министерством было разработано и находится на разных стадиях обсуждения 23 законопроекта, из них принято четыре. На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, предусматривающий налоговую поддержку учреждений культуры. Все законопроекты представлены на нашем сайте, таким образом обеспечивается их общественное обсуждение. К слову сказать, сейчас лидером по отзывам является законопроект, касающийся минимальных ставок авторских вознаграждений.
Одна из главных задач, поставленных нами год назад – сделать министерство открытым по всем направлениям деятельности, поэтому большинство важнейших обсуждений проходит в прямом эфире, при этом используется интернет-вещание. Также в прямом эфире мы проводим обсуждения и по кадровым вопросам. Не менее важный инструмент по оптимизации и борьбе с возможной коррупцией – максимальная прозрачность проводимых министерством государственных закупок. В прошлом году на нашем сайте был создан раздел «Госзаказ», где публикуются все сведения о закупках в удобном для анализа и общественного обсуждения виде. Помимо этого, можно ознакомиться со сметами, обоснованиями цен и прочими документами по торгам.
На указы Президента по оцифровке 10% выходящих в России книг, ссылаются, пожалуй, на всех форумах, где речь заходит о перспективах библиотечного дела. Пока все эти книги можно увидеть только в стенах национальных библиотек. Собственно, не совсем то, что планировалось изначально. Что дальше? Каков процесс дальнейшей организации доступа к данным коллекциям из других регионов?
Это важный вопрос, по сути, речь идёт о том, чтобы появилась полноценная Национальная электронная библиотека, в которой все читатели имели бы доступ к оцифрованным книгам. Работы по созданию общероссийской системы доступа к НЭБ с 2013 года являются частью мероприятий, входящих в ФЦП «Культура России (2012–2018 годы)». Очевидно, что решение этой задачи состоит из более мелких операционных задач. Прежде всего, нужна система приоритетов и критериев в оцифровке, знаю, есть проблемы с дублированием. Думаю, что вся эта деятельность требует существенной централизации с точки зрения и здравого смысла, и экономии бюджетных средств.
Должно быть предусмотрено создание единого библиотечного портала, где каждый желающий не только в читальном зале библиотеки, как сейчас, но и в свободном доступе получил бы возможность пользоваться этими книгами. Готовых решений пока нет, это наша приоритетная задача на ближайшие два года, мы над этим работаем.
Ещё один документ, широко обсуждаемый профессиональным сообществом, это ГК РФ. Один из самых острых вопросов – правовая культура, ответственность за размещение нелегального контента в Сети, защита авторского права. Кто, по Вашему мнению, должен нести ответственность за нелегальный контент в Сети?
Я занимаю максимально радикальную позицию, потому что так называемая свобода распространения информации в Интернете убивает автора. Что касается ответственности за незаконное размещение контента в Сети, то считаю, она должна быть жёсткой для всех участников этого процесса. Нужно как минимум серьёзно штрафовать – и читателей, и провайдеров, и хостеров, и владельцев сайтов. Понимаете, становится невыгодно быть писателем: ты продашь 5 тыс. экземпляров своей книги, а ещё 50 тыс. у тебя украдут в Интернете. Книги находятся в бесплатном доступе, кто их будет после этого покупать, о какой мотивации автора идёт речь? Как заработать на кинопроизводстве, если деньги можно собрать только в течение первых двух недель проката, а потом всё это будет в торрентах, в безобразном качестве? Приведу пример из собственного опыта: многие мои книги основаны на ссылках и фотографиях. Как Вы понимаете, в Интернете ничего подобного нет. Раньше в «Мифах о России» каждое новое издание перерабатывалось, уточнялось, дополнялось, ведь книга – это живой организм. В Интернете до сих пор висят версии без редакторской правки, кое-где даже без корректуры, т.е. человек фактически читает субпродукт.
Что касается деятельности ведомства в этом направлении, то Минкультуры России разработан проект федерального закона, направленный на пресечение нарушений авторских и смежных прав в Интернете и предусматривающий обязанность владельца сайта, позволяющего пользователям самостоятельно размещать музыку, фильмы и другой контент в социальных сетях, в течение суток с момента получения от правообладателя заявления о нарушении его авторских или смежных прав в связи с незаконным размещением произведения принять меры, направленные на прекращение нарушения интеллектуальных прав заявителя, в частности приостановить доступ, осуществляемый через сеть к такой информации или блокировать её распространение. Указанный механизм аналогичен Закону об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA, США), который успешно используется с 1998 г.
Подводя итог, повторюсь, с этим нужно бороться максимально жёстко. Все рассуждения о свободе в Интернете, которые декларируют некоторые представители Минкомсвязи России, интернет-операторы и прикормленная ими пресса – от лукавого. Это называется воровством.
А как обеспечить баланс интересов правообладателей и организаций, обеспечивающих оцифровку и сохранение национального достояния, доступ к образовательному и научному контенту? При каких условиях возможны исключения для библиотек?
О библиотеках разговор отдельный. Здесь я поддерживаю представителей библиотечного сообщества, в том, чтобы легальные читатели могли пользоваться легально приобретённым библиотекой контентом. Главное, обеспечить невозможность скачивания и дальнейшего распространения. Это преимущество для читателя (в том числе и удалённого – по pin-кодам своего читательского билета), если у него есть защищённый интернет-доступ к фондам библиотеки.
Серьёзные изменения ждут систему высшего образования, которые, безусловно, коснутся и высшей школы в культуре. Насколько известно, учреждения культуры (НИИ и вузы, признанные неэффективными осенью) получили отсрочку для выработки более конструктивных решений, в части повышения собственной эффективности, чтобы к моменту формирования бюджета предложить стратегию своего дальнейшего развития. В каком ключе ведутся консультации сегодня?
Мы в своё время высказали несогласие с оценкой экспертов Минобрнауки относительно критериев эффективности творческих вузов. Если говорить о наглядных примерах, то, ГИТИС – вуз, построенный по принципу мастерской, т.е. мастер – актёр, режиссёр, оператор – учит небольшую группу. Поэтому соотношение количества преподавателей и студентов, стоимость обучения, площади аудиторий – совсем другие. То же самое в Художественной академии, академии изобразительных искусств. Очевидно, что оценивать надо принципиально иным образом.
Вместе с тем мы проверили несколько вузов, где подходы Минобрнауки России и нашего профильного департамента примерно совпали. Пока мы не стали закрывать или перепрофилировать ни один из этих вузов. Мы дали им время исправиться и обратились к региональным властям, чтобы они помогли им, подписали соответствующие соглашения о выделении дополнительного финансирования на ремонт, на зарплаты преподавателей, предоставили дополнительные помещения, разместили платные заказы.
В итоге вузы, которые по результатам мониторинга, проводимого Минобрнауки России, были признаны неэффективными (Пермская государственная академия искусства и культуры, Екатеринбургский государственный театральный институт, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Арктический государственный институт искусств и культуры) в настоящее время разработали программы оптимизации деятельности, согласовав их с органами исполнительной власти регионов и Минкультуры России. Мы рассчитываем, что оптимизация образовательных учреждений позволит повысить качество подготовки специалистов в области культуры и искусства, расширить спектр научных исследований и разработок в интересах развития отрасли. Итогом принятых мер должно стать то, что при проведении последующих мониторингов деятельность наших образовательных учреждений получит позитивную оценку.
Работе над концепциями развития научно-исследовательских учреждений Минкультуры России предшествовали презентации институтов и обсуждение их деятельности на экспертной группе Общественного совета при Минкультуры России в течение осени 2012 г. В марте этого года НИИ представили проекты концепций развития и оптимизации деятельности. В них отражены приоритетные направления, поэтапные планы оптимизации структуры и увеличения заработной платы научных сотрудников до 2018 г.
Концепции институтов в ближайшее время будут дорабатываться с учётом утверждённого приказом Минкультуры России от 15.05.2013 № 500 Плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
В конце апреля был подписан указ о признании 2014 г. Годом культуры. Что Вы вкладываете в эту инициативу?
Мы надеемся, что федеральные и региональные органы власти в этот год усилят внимание к сфере культуры и её финансирование. Сейчас формируется Оргкомитет Года культуры, будет предложен целый ряд мероприятий, мы постараемся пойти в регионы. Честно говоря, не хотелось бы в Год культуры все свелось к закладке ещё одной «Мариинки» и потом семь лет её будем строить. У нас таких фасадных, выставочных объектов предостаточно. Нам надо задуматься о людях, которые работают в культуре на территориях, тех же библиотекарях в областных центрах, муниципальных образованиях. Считаю необходимым существенным образом активизировать взаимодействие с региональными департаментами. С этой целью у нас образован Координационный совет по культуре, который возглавляю я, а членами Совета являются руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры. А ещё мы будем активнее выезжать в регионы. Практика проведения, например, выездных заседаний Совета доказала свою эффективность. Знакомясь с опытом работы и проблемами на местах, мы имеем реальную возможность на практике оценить работу ответственных лиц и принять конструктивные решения.
Предстоящий Год Культуры, действительно, обещает быть очень насыщенным отраслевыми мероприятиями. Возможно, именно в 2014 г. будут приняты законопроекты, в разработке которых принимали непосредственное участие эксперты Министерства культуры.
Интервью опубликовано полностью в журнале "Университетская книга" июнь, 2013 www.unkniga.ru