На первом заседании Попечительского совета Государственного института искусствознания (ГИИ) обсуждалась проблема перехода прав на использование партитур многих произведений русских классиков (таких как Чайковский и Мусоргский) западным издательствам. А есть ли здесь реальная проблема?
Вот как описывает ситуацию председатель попечительского совета ГИИ, Советник Президента РФ Владимир Толстой: «Права на использование российского музыкального наследия частично перешли западным издательствам, и вернуть их можно, например, сделав новые издания нот с более тщательными комментариями, когда исполнитель сможет выбирать. Например, сотрудники института могли бы подготовить полное академическое собрание Чайковского и Мусорского, которое позволило бы вернуть права на ряд произведений, отошедших крупнейшему издательству Schott Music» (источник - newsru.com).
Стоит начать с того, что произведения указанных композиторов давно уже перешли в общественное достояние. Это означает, что с момента смерти авторов прошло уже более 70 лет, и их произведения могут свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения (статья 1282 Гражданского кодекса Российской Федерации). Уже на основании этой статьи ГК РФ можно сделать вывод, что права на произведения, перешедшие в общественное достояние, не могут принадлежать кому-либо. В связи с этим мы понимаем, что сложившаяся ситуация не создает никакой проблемы. Как зарубежные, так и российские издательства могут свободно использовать партитуры произведений, перешедших в общественное достояние. Нарушение может быть только в том случае, если российские издатели будут без разрешения использовать какие-либо сборники иностранных коллег, содержащие не только ноты, но и какую-либо иную информацию, на которую распространяются исключительные права. Предлагаемое решение является просто логичным способом использования произведения, перешедшего в общественное достояние, и ничто ему не препятствует.
Есть мнение, откуда могла взяться обсуждаемая проблема. В советский период Всероссийское агентство по авторским правам (ВААП) занималось такой деятельностью, как прокат нотных партитур. Т.е. составленные вручную партитуры передавались из рук в руки за определенную плату. Однако передача нотной партитуры как материального объекта не имеет никакого отношения к передаче исключительного права на произведение. Следовательно, даже если партитуры и были когда-то проданы заграничным издательствам, это не ограничивает права других лиц на использование произведений, перешедших в общественное достояние.
Важно отметить, что закон предусматривает следующее исключение: если произведение, перешедшее в общественное достояние в силу того, что срок действия авторских прав истек или если произведение изначально находилось в общественном достоянии (например, произведения фольклора), и (важное условие!) оно не было обнародовано в силу каких-либо обстоятельств, лицо может правомерно обнародовать такое произведение, если только обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). Такое лицо будет называться публикатором (статья 1282 ГК РФ) и будет обладать исключительным правом на обнародованное им произведение (при условии, что такое обнародование имело место после вступления в силу части четвертой ГК РФ, то есть после 1 января 2008 года). Срок действия исключительного права публикатора составляет 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования не известного ранее произведения.
В целом можно сделать вывод, что возникновение каких-либо проблем и правовых споров между зарубежными и российскими издательствами представляется маловероятным и необоснованным. Исключение будет только в том случае, если за зарубежными правообладателями будут признаны права публикаторов.
Анна Ковальчук