Вопреки прогнозируемому после 1 августа 2013 г. валу обращений о нарушениях авторских прав в Рунете, правовая катастрофа обошла нашу страну стороной – все участники правоприменительного процесса «действуют предельно деликатно и осторожно». За прошедший период Мосгорсуд принял всего 20 решений по обращениям правообладателей, а Роскомнадзор пытался заблокировать лишь один нелегальный ресурс; по предварительным подсчетам порядка 21% ресурсов прекратили незаконное распространение заявленных фильмов после вступления в силу антипиратского закона.
В целом эксперты весьма положительно отзываются о первых итогах работы ФЗ-187 и расценивают сложившуюся ситуацию как «возможность для правообладателей, изготовителей и распространителей легального контента цивилизованно зарабатывать деньги». Уже осенью этого года планируется расширение перечня охраняемых объектов творческого труда – именно варианты дальнейшего совершенствования «антипиратского» законодательства обсуждались в рамках круглого стола «Защита интеллектуальной собственности. Перспективы», который состоялся в ИТАР-ТАСС 28 августа по инициативе Министерства культуры и Координационного совета по защите интеллектульной собственности.
На этот раз встреча куда больше напоминала конструктивный диалог представителей заинтересованных сторон: государства, Интернет-индустрии и правообладателей. От лица органов власти на мероприятии выступил заместитель министра культуры РФ Г.П. Ивлиев, который рассказал о разработанном в рамках своего ведомства проекте поправок к ФЗ-187, руководитель аппарата комитета по культуре Госдумы Е.А. Сизова и председатель координационного совета по защите интеллектуальной собственности Е.В. Савостьянов. Интересы Интернет-индустрии представляли: руководитель отдела стратегических разработок РАЭК И.Ю. Левова, заместитель генерального директора ООО «Стрим» А.И. Засурский и директор по правовым вопросам «Яндекса» Е.А. Фадеева. От правообладателей выступали сами авторы и делегаты их ассоциаций (в т.ч. Национальной федерации музыкальной индустрии, Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов, Ассоциации продюсеров кино и телевидения). В роли незаинтересованного аналитика выступил П.В. Катков – юрист по проблемам правовой охраны интеллектуальной собственности в сети Интернет.
Очевидно, что правоприменение доказало своевременность 187-ого ФЗ и целесообразность принятых чиновниками решений. Так, генеральный директор Национальной федерации музыкальной индустрии (НФМИ) Леонид Агронов отметил, что «Мосгорсуд выступил надежным фильтром от недобросовестного использования закона, а некоторые пиратские ресурсы начали переговоры с правообладателями о легализации контента». Он также отметил, что прямую выгоду из распространения пиратского контента извлекают только вэб-сайты, поэтому в поправках необходимо уделить особое внимание именно их ответственности. Необходимость перехода к процедурному формату отношений с нарушителями подчеркнул и директор Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП) Дмитрий Соколов. Одной из причин снижения эффективности правоприменения в рамках договорных отношений он назвал снижение порога ответственности по ст. 146 УК РФ («Нарушение авторских и смежных прав»).
Оптимистичный взгляд на текущую ситуацию выразил делегат от ООО «Стрим» Артем Засурский: «У нас в стране десятки миллионов людей платят за музыкальный контент, а цифры измеряются сотнями миллионов долларов ежегодно. Рынок контента станет цивилизованным в кратчайшие сроки». Единственную проблему бывший вице-президент ОАО «Система Масс-медиа» в удобстве онлайн-сервисов и актуальности представленных кино- и видеоматериалов зарубежного производства.
Но как же быть с петицией против «антипиратского» закона, которую подписали более 100 тыс. пользователей Рунета? По мнению Павла Каткова, аргументация оппонентов ФЗ-187 неоправдана: «В России закон мягче и демократичнее, чем в США, Великобритании, Германии, Франции и Новой Зеландии». Свой вывод председатель Совета по проблемам правовой охраны интеллектуальной собственности в сети Интернет обосновал исходя из двух критериев:
нацелен ли закон на пользователя?
В отличие от большинства развитых стран, где предусмотрены штрафные санкции и отключение пользователя от Интернета за размещение нелегального контента, ФЗ-187 нацелен НЕ на пользователя.
участвуют ли в организации антипиратских мер органы правосудия?
- Ни в одной стране мира, как в России, заявление правообладателя не проходит фильтры двух ветвей власти: судебной (Мосгорсуд) и исполнительной (Роскомнадзор).
В ходе этой беседы родилась истина: «правообладатель, устремленный в будущее, ищет способы монетизации контента, а не запрета его использования». Что касается воровства интеллектуальной собственности, речь ведь идёт не только об экономических потерях правообладателей, но и об элементарных моральных ценностях…
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
21.08.2013 Будни «антипиратского» закона: Мосгорсуд «закрывает» сериалы для скачивания
20.08.2013 100 тысяч подписей против «антипиратского» закона: рассмотрение в сентябре
После того, как РОИ (Российская общественная инициатива) собрала необходимые 100 тысяч подписей об отмене «антипиратского» закона, петицию в ее содержательной части должны рассмотреть на правительственном уровне. После чего общественная инициатива поступит к законодателям.
07.08.2013 Во сколько обойдется России «антипиратский» закон?
Невероятно, но факт: ежегодно из российского бюджета на правоприменение антипиратского закона №187 будет выделяться 97 млн. рублей.