Ежегодно Офис Торгового представителя США выпускает Национальный торговый оценочный отчёт по иностранным торговым барьерам (National Trade Estimate Report), которые негативно сказываются на показателях экспорта товаров и услуг США, зарубежных прямых инвестициях американских граждан и защита прав интеллектуальной собственности. Данное исследование не только информирует о существующих внешнеторговых ограничениях, но и упрощает переговоры с зарубежными партнерами об их ослаблении или устранении. Отчёт по результатам 2013 года (представлен 31 марта 2014 г.) является сопутствующим документом к опубликованной в марте программе в области торговой политики США (President’s Trade Policy Agenda). Документ освещает как негативные, так и позитивные изменения во внешнеторговой политике торговых партнеров (58 стран мира, Европейский Союз, Тайвань и Гонконг) по отношению к США.
В частности, среди существенных препятствий для внешней торговли США названы:
Своим решением Верховный Суд Индии ввёл дополнительные патентные требования, которые негативно сказываются на патентоспособности лекарственных средств из США. Помимо получивших международное признание критериев патентования (патентная чистота, уровень изобретения, промышленное применение), в Индии от иностранных фармацевтических препаратов потребуют доказательств «терапевтической эффективности». Кроме того, Апелляционный орган по интеллектуальной собственности Индии поддержал решение Генерального контролера по патентам, промышленным образцам и торговым маркам от 2012 года, которое, по существу, поощряет изготовление индийскими производителями поддельных лекарственных средств. Процесс уже запущен: в 2013 году патентное ведомство Индии отозвало патент американской компании Pfizer на препарат Detrol, утверждающий очевидность изобретения.
- сомнительные практики правоприменения в России
Являясь членом Всемирной торговой организации в течение года, Россия продолжает взимать неадекватные таможенные сборы и применять ужесточенные регулятивные нормы по отношению к американскому экспорту (в т.ч. алкогольным напиткам, аудиовизуальным материалам, бытовой электронике, продукции животноводства и птицеводства, автомобилям и пр.). По мнению Торгового представителя США Майкла Фромана, наша страна следует политике «коренизации» (в частности, речь идёт о телекоммуникациях, навигационных технологиях и фармацевтике). Несмотря на взятые Россией обязательства по защите прав интеллектуальной собственности, США подчеркивает недостаточность правоприменительных мер в данном сегменте (особенно это касается пиратства в Интернете).
Было бы странно, если бы в американском отчете не затронули ситуацию по воссоединению Крыма с Россией: «В связи с продолжающимися посягательствами России на суверенность и территориальную целостность Украины, США приостанавливает торговые отношения и размещение инвестиционных капиталов в России».
- завышенные тарифы на экспорт товаров из США в Южной Африке
В результате заключения торгового соглашения между Южной Африкой и ЕС (часть его положений вступило в силу в 2011 г.), по отношению к европейским товарам применяются заниженные импортные пошлины, что снижает конкурентоспособность товаров из США. В частности, 10-15% преференциями при ввозе в ЮАР пользуются европейская косметика, крепкие спиртные напитки, кондитерские изделия, пластмассы, текстиль, волоконно-оптический кабель, вооружение и боеприпасы и пр.
- преференции для европейского экспорта в странах Латинской Америки
В 2013 году ряд латиноамериканских стран подписали Соглашения о сотрудничестве с ЕС в противовес Соглашению о свободной торговле между Центральной Америкой, Доминиканской Республикой и США (подписано 5.08.2004 г.). Таким образом, латиноамериканские страны предоставили преимущества европейским товарам.
Наряду с вышеупомянутыми странами, обеспокоенность Торгового представителя США вызывает внешнеторговая политика Нигерии, Ганы, Колумбии, Канады, Мексики, Индонезии, Малайзии, Вьетнама.
Кроме «кнута» в отчёте Торгового Представителя США есть и «пряник»: в документе упомянуты страны, которые сумели оптимизировать ситуацию в сфере интеллектуальной собственности и частично устранить торговые барьеры для американских товаров и услуг:
Кения (введение автоматизированной платежной системы, упрощающей выдачу лицензий и оплату таможенных сборов зарубежными импортерами);
Израиль (принятие патентного законодательства в соответствии с двусторонним Меморандумом о взаимопонимании с США и, как следствие, исключение из «черного списка» Special 301);
Марокко (подписание в 2013 году соглашения с США о взаимном упрощении таможенных процедур)
Китай (запуск комплекса мероприятий по защите коммерческой тайны и фармацевтических патентов).
Как отмечает торговый представитель США Майкл Фроман: «Экономика США – одна из наиболее открытых в мире. Однако американский экспорт в другие страны сталкивается с рядом тарифных и нетарифных барьеров во внешнеторговых отношениях».
Однако, заботясь о выгоде экспортеров из США, американские чиновники порой забывают, что ужесточение таможенных пошлин и ограничения на ввоз иностранных товаров зачастую продиктованы стремлением государств защитить национальных производителей, обеспечить занятость местного населения и не допустить монополии привозных товаров на внутренних рынках.
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
28.03.2014 Владимир Путин заявил о недостаточной защите интеллектуальной собственности в Интернете
Президент России на вчерашней встрече с членами совета Верхней палаты российского парламента, сделал заявление о явной недостаточности антипиратских мер, принятых в последнее время в стране. По мнению Владимира Владимировича, они работают не достаточно эффективно. Есть необходимость сделать очередные шаги для защиты прав на интеллектуальную собственность в Интернете.
07.03.2014 Американский «черный список» стран, нарушителей интеллектуальной собственности корректируется
Например, по заявлению представителей правительства США, Израиль исключен из списка наблюдения Special 301 Report – в данном докладе определяются торговые партнеры США, где неудовлетворительно и неэффективно защищаются права интеллектуальной собственности.