Лидия Михеева, председатель комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ повторно выразила резко отрицательное отношение планам введения так называемой «глобальной лицензии» или «налога на Интернет».
Заключение Общественной палаты было сформулировано после проведения представительной встречи и экспертного анализа законопроекта «О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ в части совершенствования оборота результатов интеллектуальной деятельности в информационно- телекоммуникационных сетях», который был подготовлен Министерством культуры на базе предложения РСП (Российский союз правообладателей). Цитата из документа: «Концепция глобальной лицензии вводит не механизм защиты исключительных прав, а механизм их законодательного ограничения путем введения принудительного осуществления авторских и смежных прав через общества по коллективному управлению правами».
Лидия Михеева подчеркнула, что в первый раз Общественная палата выступила с отрицательным отзывом в конце прошлого года, когда концепция стала достоянием гласности и прошла так называемые «нулевые чтения». Тогда рассматривался документ в версии разработчика, то есть РСП. Редакция Минкульта, представленная к рассмотрению в феврале этого года, практически повторяет первый вариант и, следовательно, столь же ошибочна.
И не только ошибочна, но и крайне вредна, считают эксперты Общественной палаты. Потому что, «…налог на интернет формирует у пользователей ложное ощущение правомерности их действий, поскольку они уже заплатили всем правообладателям за все результаты интеллектуальной деятельности»; «/авторы концепции полагают, прим. ред./ что весь без исключения распространяемый в сети интернет-контент является нелегальным, и все без исключения пользователи интернета используют его незаконно»; «налог на интернет также легализует работу пиратских провайдеров контента, за счет этого легальные площадки начнут терять привлекательность, так как смысла покупать контент, если за него уже заплачен налог, нет»; «законопроект навязывает пользователям услуги, в которых они не заинтересованы». И еще одно: пользователи уже оплатили налог в виде 1% сбора авторского вознаграждения при покупке цифровых носителей и оборудования для записи к которым относятся диски компьютеров, планшеты, смартфоны и т.п.
Это лишь часть существеннейших возражений против самой концепции глобальной лицензии, указанных в заключении Общественной палаты.
Госпожа Михеева добавила, что Общественная палата обращается в Государственную думу с резолюцией (текст приводится ниже), в которой просит принять мораторий на рассмотрение любых новых законодательных инициатив «законопроектов в области авторских и смежных прав в цифровой среде до конца 2015 года».
Служба информации Copyright.ru
РЕЗОЛЮЦИЯ
Общественной палаты Российской Федерации
по итогам общественных слушаний по проекту федерального закона
«О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации
в части совершенствования оборота результатов интеллектуальной
деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях»
27 февраля 2015 г. г. Москва
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях» (далее – законопроект), подготовленного Министерством культуры Российской Федерации и размещенного для общественного обсуждения 24.02.2015 г. на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. Ранее Общественная палата Российской Федерации в своем заключении от 25 декабря 2014 года не поддержала Концепцию по коллективному управлению интеллектуальными правами в сети Интернет посредством института глобальной лицензии и законопроект «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях».
В общественной экспертизе Концепции и подготовленных на ее основе законопроектов принимали участие члены Общественной палаты Российской Федерации, представители органов государственной власти, ведущие эксперты в области защиты интеллектуальных прав, эксперты в области техники и связи, представители информационных агентств и правообладателей.
В ходе общественного обсуждения было отмечено, что за прошедшие несколько лет в Российской Федерации было сформировано законодательное пространство, регулирующее реализацию и защиту исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в цифровой среде - внесены всеобъемлющие поправки в часть четвертую ГК Гражданского кодекса РФ; предусмотрен особый вид лицензионного договора на использование произведений и фонограмм в сети Интернет – открытая лицензия; исключения и изъятия из авторского права и смежных прав адаптированы к их применению с учетом нового способа использования – доведения до всеобщего сведения; заложены начала защитного механизма оперативного пресечения нарушений в информационно-телекоммуникационных сетях, а также прекращения деятельности сайтов в сети Интернет, на которых неоднократно нарушаются исключительные права.
В целом принимаемые законодательные меры нацелены на рост соответствующих секторов российской экономики, вывод значительной части доходов от нелегального оборота творческого контента «на свет», что в близкой перспективе обеспечит рост налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации и увеличение занятости населения в растущих индустриях.
Обсуждение на площадке Общественной палаты Российской Федерации показало, что крайне важно не столько решить вопрос "собираемости" денег с пользователей интернета, сколько разобраться в цепочке отношений по управлению авторскими правами. Главным принципом регулирования в этой сфере должно стать справедливое предоставление вознаграждения именно тем лицам, которые имеют право на его получение.
С 1 мая 2015 вступает в силу Федеральный закон от 24.11.2014 N 364-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", который применяет механизм ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав, к случаям размещения в сети Интернет любых объектов авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии).
Для того, чтобы правовое регулирование в сфере защиты исключительных прав в цифровой среде постепенно и планомерно развивалось и было результативным, необходимо обеспечить хотя бы в течение года отладку правоприменительной практики в этой сфере, что возможно только при отсутствии кардинальных изменений в законодательстве.
По итогам общественной экспертизы и общественного обсуждения законопроекта Общественная палата Российской Федерации приняла решение обратиться с рекомендацией к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
приостановить до конца 2015 г. рассмотрение законопроектов, регулирующих вопросы осуществления авторских и смежных прав в цифровой среде, в связи с необходимостью формирования правоприменительной практики механизмов блокирования сайтов, а также выработки продуманного концептуального решения по стратегии развития законодательства в указанной сфере.
Читайте также:
05.03.2015 Мараторий на изменения законодательства и другие инициативы Общественной Палаты
26.02.2015 Сделаны уточнения о «глобальной лицензии» перед общественным обсуждением
Заместитель министра культуры Григорий Ивлиев вносит уточнения в концепцию «глобальной лицензии» («налог на интернет»).
25.02.2015 О сроках «глобальной лицензии»
Первый вице-премьер Правительства Игорь Шувалов сообщил о том, что обсуждение законопроекта от Российского союза правообладателей и Министерства культуры о «глобальной лицензии» (обязательный авторский сбор в интернете), ранее намеченное на конец февраля, переносится на месяц и состоится 30 марта.
8.02.2015 Концепция «глобальной лицензии» не поддержана Администрацией президента
В конце прошлого года вице-премьер Игорь Шувалов разослал различным государственным органам инициативу РСП (Российского союза правообладателей) о введении «глобальной лицензии» («налога на интернет») с целью проанализировать вынести заключение по концепции.
16.02.2015 Мнение из-за рубежа о «глобальной лицензии» для российского интернета