20 апреля Общественная палата Российской Федерации провела обсуждение подготовленной интернет-провайдерами концепции борьбы с интернет-пиратством путем создания всеобщей базы данных объектов авторского права (федеральный каталог продуктов интеллектуальной собственности), которая пополняется самими правообладателями по своему желанию.
Обсуждение прошло в рамках созданной при Общественной палате экспертной группой. В ее состав вошли представители многих заинтересованных сторон - интернет-провайдеров, Минкомсвязи, правообладателей, интернет-компаний, Минэкономразвития, профильных комитетов Госдумы и общественные деятели. «Концепция авторского права в цифровой среде», предлагает урегулирование всех вопросов авторских и смежных прав в Интернете на договорных отношениях заинтересованных сторон. Концепция нашла положительный отклик и признана более дешевой в реализации, хотя и не получила полного и безоговорочного одобрения. Однако, на фоне всеобщего неприятия предлагаемой Российским союзом правообладателей (РСП) идеи «глобальной лицензии» всеми заинтересованными сторонами, имеется очевидный прогресс в отношении к альтернативному варианту. Сама концепция глобального каталога объектов авторского права разрабатывалась при Общественной палате при участии ряда непосредственных участников рынка – МТС, Мегафона и Вымпелкома.
В каталоге планируют собирать информацию обо всех отечественных продуктах интеллектуальной собственности. Механизм включения в каталог уже определен – подается заявка с прохождением идентификации заявителя с помощью электронной цифровой подписи.
Стимулирование оптовой купли-продажи авторских прав планируется производить через упрощение соответствующих законодательных норм. Главная идея создания глобального каталога заключается в том, что агрегаторы контента (или пользователи, или общества по коллективному управлению правами) будут напрямую выходить на правообладателей и приобретать у них права, заключая лицензионные договоры.
Примерно определена стоимость создания глобального каталога примерно в 100 миллионов рублей, что в разы меньше, чем реализация инициативы «налога на интернет» от РСП. Медиакоммуникационный союз в свое время оценил возможные годовые сборы РСП при «тарифе» 300 рублей в год с каждого пользователя интернета в 21 миллиард рублей. Андрей Колесников (Координационный центр национального домена сети интернет, директор) высказал мнение, что: «Цена создания цифрового каталога в разы ниже и может обойтись в сумму около 100 млн руб. На эти деньги в целях надежности можно построить две географически распределенные системы с механизмом балансировки трафика между ними и с региональными узлами — для кеширования информации, чтобы снизить время реакции на запросы. В каталоге может храниться не сам контент, а его "цифровой слепок" — набор данных с уникальным идентификатором, информацией об авторстве, условиями и вариантами использования».
При этом представители компаний Rambler и Яндекс высказали опасения, что такой каталог «несет риски для отрасли, вводя дополнительные основания для досудебной блокировки сайтов».
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
17.04.2015 Об альтернативе «глобальной лицензии»