Так называемое «право следования», имеющееся в Гражданском кодексе наряду с остальными авторскими правами, позволяет создателю получать долю прибыли при перепродаже его художественного произведения. Попытки сборов авторского вознаграждения чрезвычайно настораживает прямых участников рынка, но пока никаких скандалов в связи с этим не случилось. С высокой долей вероятности выяснения отношений следует ожидать в самое ближайшее время, считают многие эксперты, тем более, что государство давно выдало аккредитацию на сбор вознаграждения от имени всех правообладателей специальному авторскому обществу УПРАВИС.
Положения законодательства об авторском праве – статья 1293 Гражданского кодекса – именуются «правом следования» и говорят о том, что у автора художественных произведений имеется право претендовать на процент при перепродаже их работ. Определены и размеры доли: при пороге стоимости произведения не более 100 тысяч рублей речь идет о 5% от цены перепродажи. Шкала обратно прогрессивная – при росте продажной стоимости произведения процент падает, но абсолютный размер вознаграждения растет. Так, при перепродаже по цене в 17,5 миллионов и тарифе в 0,2% выплата достигнет размера в 305,5 тысяч рублей.
В законодательстве прописано положение о праве автора претендовать на полагающееся ему вознаграждение при перепродажах, совершаемых через посредников, в качестве которых выступают и юридические лица и индивидуальные предприниматели. Именно это положение и представляет интерес в части возможных судебных исков. Однако, как утверждают специалисты, к которым относятся серьезные коллекционеры и профильные адвокаты, реализация этого положения Гражданского кодекса настолько сомнительна в части доказательности, что ее можно назвать «юридической фикцией». Вследствие такого отношения никаких последствий неуплата вознаграждения авторам ни кому не принесла.
В связи с этим возникают вопрос, каким образом автор может проследить за перепродажей своего художественного произведения, если оно продается без договоров и документов в частном порядке на уровне двух физических лиц? Продавцы и покупатели часто довольствуются устной договоренностью и передача денег за произведение нигде не фиксируется? Вероятно, тем не менее, необходим прецедент.
Однако, продажа прав на произведения изобразительного искусства, при их тиражировании, совершенно иное дело. Тут вот что интересно, в случае окончания срока охраны авторских произведений, это когда использовать произведение можно в свободном режиме без разрешения и отчислений правообладателям (даже в том числе, если таковыми выступает государство, владеющее музейной коллекцией) произведения переходят в т.н. «общественное достояние». Значит ли это, что, например, произведения умерших в 1945 году авторов фактически использовать может любой желающий с 2016 года?
Марина Цыгулева (Государственный Эрмитаж, начальник юридической службы) разъясняет: «Не спешите с выводами. В ряде европейских стран, в том числе и в России, существует специальное музейное законодательство. Оно, в частности, запрещает воспроизведение в коммерческих целях предметов, принадлежащих музею, без его согласия. К примеру, не так давно Эрмитаж выиграл многолетний судебный процесс, связанный с незаконным коммерческим использованием изображения картины Гейнсборо «Дама в голубом». Более того: в российском законодательстве говорится не только о музеях, а об «организациях культуры» любой формы собственности».
То же самое относится и к копированию и тиражированию изображений, находящихся в открытом доступе. Это значит, например, что перед тем, как начать продавать сувенирную майку с изображением Медного Всадника в любой степени реалистичности, необходимо получить разрешение от Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга. Однако, обойти закон возможно, если изображение на, например, майке, будет скомпоновано таким образом, что изображение Медного Всадника не будет основным. В этом случае использование данного изображения будет вполне законным, что описывается в статьей 1276 ГК РФ, допускающей свободное использование «произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения».
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
05.03.2012 Европейская Комиссия отчиталась о праве следования с перепродажи авторских произведений
В документе дана оценка глобальному арт-рынку и рынку антиквариата, объем которого в 2010 г. достиг €43 млрд., проанализирована конкурентоспособность рынка и реализация авторского права следования на произведения искусства.
21.07.2014 Аккредитация на сбор вознаграждения от имени всех правообладателей
18 июля на заседании комиссии Министерства культуры принято решение продлить на 10 лет аккредитацию Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Таким образом, ВОИС продолжит заниматься сбором и распределением отчислений за смежные права.
10.07.2014 Комментарий к проекту постановления ВАС о коллективном управлении правами
Представляем комментарий экспертов Copyright.ru в связи с рассмотрением проекта постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС) О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении споров с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами.
15.05.2013 Как министерство культуры регулирует коллективное управление правами
С 2008 года 4-ая часть Гражданского Кодекса РФ содержит нормативно-правовую базу системы коллективного управления авторскими и смежными правами: ст. 1242 регламентирует правовое положение, функции и обязанности организаций, которые осуществляют коллективное управление имущественными правами от имени авторов и иных правообладателей. Подобную схему контролирует и всецело поддерживает Министерство культуры РФ.