Во всемирной паутине находится огромное количество информации, которая имеет своего автора и правообладателя. Но некоторые пользователи интернета этого не знают, а если знают, то осознанно ею пользуются, при этом нарушая гражданское законодательство. Очень часто под нарушение авторских прав попадают электронные книги онлайновых магазинов. Именно об этой проблеме было решено поговорить с основателем магазина «ЛитРес» Алексеем Кузьминым и услышать его мнение о системе продажи электронных книг как о способе заработка в интернете. Он поведал о планах на создание принципиально новой модели биржи авторских прав, о проблемах пиратства и ответил на другие вопросы, касающиеся интеллектуальной собственности.
- Алексей, интерес к электронным ресурсам и проектам в отношении продажи электронного контента растёт в геометрической прогрессии. Сегодня это касается уже почти всех игроков книжного рынка. Но для Вас реализация подобных проектов, в частности, «ЛитРес», началась намного раньше. Тем не менее, на сегодняшнем подъёме, фактически не имея конкурентов, решив вопросы авторского права, документооборота, имея наибольший электронный контент, Вы решаете продать этот бизнес. Чем продиктовано это решение и почему именно сейчас?
- Электронными книгами я занимаюсь с 1998 года. Задачей «ЛитРеса» было создать модель, с помощью которой можно было бы зарабатывать в Интернете, продавая электронные тексты. Никто в это не верил, и сейчас ещё не все верят, потому что электронная книга - это не материальный объект, и, по сути, «продаётся воздух» в понимании обывателя. Хотя Закон об авторских правах чётко гласит, что любое использование произведения, независимо от того, материальный объект или нет, пользуется защитой. То, что в «ЛитРесе» сделано за три года - это огромный прорыв в этой области применительно к сети Интернет да и вообще к рынку электронной коммерции в России в целом, потому что мы доказали, что можно на «промышленном» уровне, соблюдая закон, осуществлять массовую продажу электронных текстов, по крайней мере художественной литературы. Свою долю в проекте я решил продать, потому что решил заняться новым для себя делом - попытаться сформировать рынок в пользу того же «ЛитРеса» и всех, кто его поддерживает, кто пошёл по его стопам.
- Какие планы на ближайшее будущее?
- Понимая, что сейчас для рынка бесполезно создавать ещё одно акционерное общество, которое принадлежит кому-то и может быть продано кому-то, а рынок в целом очень нестабильный, я подумал и предложил вариант создания организации, которую зарегистрировали как Некоммерческое Партнёрство для правообладателей и пользователей «Федерация интеллектуальных прав» в России (НП «ФИПР»), куда войдут и издательства, и производители оборудования, и интернет - площадки, которые будут заинтересованы в реализации электронного контента, кстати, не только книг, но и музыки, и видео. В интересах рынка нужно иметь определённого регулятора, площадку, где люди с различными точками зрения могут встретиться и пообщаться. Один из наших проектов - создание биржи авторских прав. При этом она не будет агрегировать контент и права, а будет соединять продавцов и покупателей контента и прав, например, тот же самый «ЛитРес» и кого-либо из издателей. Изучив на примере «ЛитРес» всю систему организации документооборота, учитывая нынешние веяния в российской действительности и в законодательстве, я предложил вариант цифровой подписи, чтобы весь документооборот перевести в электронную форму. Полагаю, в ближайшие два года уже никого не будет пугать, что мы работаем на уровне электронного документооборота. Во многих крупных компаниях это уже существует, и количество бумаг минимизировано, но официально закон о цифровой подписи только начинает работать. Ни одно издательство, ни «ЛитРес», ни кто-то отдельно взятый не сможет организовать такую площадку, потому что всегда будет антагонизм, у других игроков будут попытки делать то же самое, а это не нужно. Нужно иметь что-то одно, общее для всех. Вот я и планирую этим заняться, т.к. в качестве гендиректора «ЛитРеса» мне удавалось учитывать мнения разных, конкурирующих между собой издателей и находить компромиссы в порой очень сложных вопросах. И сейчас соблюдаются все достигнутые договорённости, и существует большой спектр издателей, которые продают свои права на «ЛитРесе», зная, что он уже принадлежит «Эксмо». Мне удавалось со всеми сохранять добрые деловые отношения, и я подумал, что могу быть именно тем человеком, кому удастся наш рынок консолидировать. Мне доверяют на рынке, не только в издательском сегменте, но и в библиотечном. Не стоит забывать о том, что наши библиотеки (например, РГБ, ГПНТБ России), оффлайновые, как их любят называть в Интернете, - достаточно серьёзные участники этого процесса. Но если каждый будет делать по-своему, в итоге мы не получим никакого результата, потратив силы и деньги.
- Как схематично будет выглядеть работа? Это будет некая площадка в Интернете, на которой будут встречаться разные участники некоммерческого партнёрства - юридические лица и покупать друг у друга права?
- Не обязательно. Совещания, конференции могут проводиться и в Интернете, включая голосование и обсуждения. Мы можем общаться и в обычном режиме, проводить конференции, форумы, можем общаться в более узких кругах, например, в рамках правления партнёрства. В Интернете будет размещена достаточно мощная площадка, та же самая биржа авторских прав. Кто-то из участников, наверное, будет иметь депозитарий, кто-то будет агрегировать авторские права. Мы сами этим заниматься не будем, а отдадим на откуп тем, кто это лучше умеет делать. Если «ЛитРесу» удаётся хорошо заниматься авторскими правами, пусть он и занимается. Появится что-то новое - посмотрим. Интернет - библиотекам необходима легализация, огромное количество электронных библиотек вузов находится на «птичьих правах». Никто не понимает, что авторское право - вещь довольно сложная, специфичная. Таким образом, задача состоит ещё и в том, чтобы легализировать электронные ресурсы, которые есть сейчас и привести их в правовую плоскость. В рамках партнёрства это сделать легче, мы готовы рассматривать каждый конкретный случай и находить определённое лекарство. Это схематично. А в Интернете будет, конечно, размещён портал, который будет это позволять делать в технологичной форме и достаточно оперативно.
- Проблемы авторского права и пиратство - для нас понятия неразделимые. Какие есть объективные пути выхода из этой ситуации?
- Я считаю, что пиратство, которым всех пугают, - это социальный ответ населения на ряд вещей, без которых оно что-то не может сделать. Первое - это реакция населения на завышенные цены. Вторая социальная часть пиратства - это отсутствие возможности купить легально то, что нужно. И, наконец, третье - это масса маргинальных людей, не только в России, но и везде, которые считают, что информация должна быть абсолютно доступной и бесплатной. Но нужно понимать, что люди, которые делают эту информацию, тоже хотят кушать. Если не будет творцов, которые производят продукт, получая адекватную плату, не будет и контента.
- Сейчас складывается ощущение, что законодатели заняты поиском, кого бы наказать за размещение пиратского контента. Предлагаются на эту роль все, кроме реальных виновников, и провайдеры, и сами читатели и пользователи. Где здесь правда, как к этому подходят за рубежом?
- Ну, если государство захочет, оно всех накажет. А за рубежом - менталитет другой. У нас сейчас в Интернете 50 млн. пользователей. Их всех можно посадить. Потому что каждый нарушает закон об авторском праве. Многие даже не понимают, что они что-то нарушают. Но, может поменяем правила игры? Если нельзя процесс исправить, его нужно возглавить. Прежде, чем применять репрессивные меры, нужно создать условия для функционирования более-менее разумной модели. Нужно иметь не один «ЛитРес», а большое количество сайтов, которые будут торговать не только книгами, причём по разным экономическим моделям. Должно быть много магазинов.
Copyright.ru
Впервые интервью опубликовано в журнале "Университетская КНИГА" май, 2010.
C полной версией вы можете ознакомиться на сайте www.ubook.ru