- Библиотека ИНТЕРЕСНЫЕ ИДЕИ
- Статьи и книги
- Международные акты
-
Законодательство и нормативные документы
- Антипиратское законодательство (извлечения)
- Russian Civil Code 4 part
- ГК РФ и общее законодательство
- Интеллектуальная собственность в образовании
- Федеральный закон РФ О ПОЛИЦИИ текст
- Зарубежное законодательство
- Авторское право и смежные права
- Изобретения и патентование
- Промышленные образцы
- Товарные знаки
- Программы ЭВМ и базы данных
- Иные виды интеллектуальной собственности
- Библиотеки/Архивы
-
Законопроекты
- Проект 31 января 2012 О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации
- Правовое регулирование Интернет
- Изменения в Гражданский кодекс РФ принятые в 2014 году
- Законопроект 63587-5 Изменений в часть четвертую ГК РФ
- Изменения и поправки 4 части ГК РФ
- Внесение изменений в ст.152.1 и 1274 Гражданского Кодекса
- Проект ГК РФ IV- третье чтение
- Об авторском праве
- Судебная практика
-
Аналитика
- Библиотека и библиотечные услуги
- ОБРАЩЕНИЕ ИЗДАТЕЛЕЙ К ПРЕЗИДЕНТУ
- Резолюции и решения
- Авторское право и рост экономики
- Соглашение Google Books
- Правовые основы выплаты библиотеками за копирование
- Cравнение принятой IV части ГК и Закона об авторском праве (1993г)
- Обсуждение 4 части ГК РФ
- Cравнение законопроекта IV части ГК и Закона об авторском праве
- Понятие интеллектуальной собственности
- Подзаконные акты
70 Авторское право ст 1255-1302
72 Патентное право ст 1345-1407
75 Секрет производства ноу-хау
76 Товарные знаки ст 1473-1541
77 Единая технология 1542-1551
Извлечение: статьи 146, 147, 180
Кодекс об административных правонарушениях - КоАП (Извлечение)
Авторские права в мире
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"
Принятый в 1993 году Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (далее - "Закон") сыграл важную роль в регулировании авторско-правовых отношений. Закон в целом отвечает международным стандартам в области авторского права и смежных прав, что позволило Российской Федерации присоединиться к ряду важных международных договоров, в том числе к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 года) и Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.
Однако в связи с технологическим развитием, появлением новых телекоммуникационных средств, ростом международного сотрудничества в области авторского права, разработкой новых международных договоров возникла необходимость внесения в Закон ряда изменений и дополнений.
Наряду с этим анализ практики применения Закона выявил пробелы и внутренние противоречия в Законе, для устранения которых также необходимо внесение в Закон поправок и уточнений.
Кроме того, в связи с тем, что Закон был разработан и введен в действие до принятия Конституции Российской Федерации, ряд положений Закона прямо противоречит Конституции Российской Федерации.
С учетом указанных выше обстоятельств был проведен анализ действующих нормативных положений и практики их применения, а также положений новых международных договоров в области авторских и смежных прав, в результате чего разработана концепция совершенствования Закона.
Целями разработки настоящего проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (далее - "законопроект") являются:
- приведение Закона в соответствие с Конституцией Российской Федерации;
- приведение Закона в соответствие с положениями Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений;
- обеспечение возможности присоединения Российской Федерации к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашению ТРИПС) в случае вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
- обеспечение реализации прав авторов на достойное вознаграждение за творческий труд, расширение прав режиссеров-постановщиков спектаклей (отнесение постановок к объектам авторского права), предоставление авторам дополнительных возможностей для защиты их прав;
- расширение круга авторов аудиовизуальных произведений, упорядочение взаимоотношений, возникающих при создании и использовании аудиовизуальных произведений;
- создание условий, необходимых для реализации положений Закона, регулирующих вопросы выплаты вознаграждения авторам произведений, исполнителям и производителям фонограмм за воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях ("домашнее копирование");
- установление возможностей выплаты на цели развития отечественной культуры и искусства отчислений от вознаграждения, собираемого за воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях;
- совершенствование положений об авторских договорах о создании и использовании произведений;
- внесение в Закон положений, необходимых для совершенствования деятельности по управлению имущественными авторскими и смежными правами на коллективной основе;
- расширение возможностей противодействия незаконному использованию произведений и объектов смежных прав;
- устранение внутренних противоречий в Законе;
- уточнение отдельных положений Закона, уточнение используемого в Законе понятийного и терминологического аппарата.
В частности, приведение положений Закона в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации обеспечивается внесением изменений в статью 2, пункт 2 статьи 17, пункт 1 статьи 28, пункт 3 статьи 31 Закона и имеет своей целью достижение полного соответствия Закона целям, принципам и нормам Конституции Российской Федерации, прежде всего ее нормам, закрепляющим и разграничивающим предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, права и свободы граждан, компетенцию органов государственной власти.
Значительное число предлагаемых изменений и дополнений (в пунктах 1 и 3 статьи 5, в пункте 2 статьи 16, в пункте 2 статьи 17, в подпункте 5 статьи 19, в статье 27, в пункте 1 статьи 28 Закона и др.) обусловлены необходимостью приведения Закона в соответствие с Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1971 года), к которой Российская Федерация присоединилась в 1995 году и положения которой в настоящее время подлежат применению в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Соглашением ТРИПС предусматривается необходимость соблюдения присоединяющейся к нему страной ряда положений Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, приведение Закона в соответствие с которой обеспечивается указанными выше изменениями и дополнениями, а также необходимость внесения в национальное законодательство некоторых специальных положений в отношении объектов смежных прав (дополнения к пункту 4 статьи 35 и к статье 43 Закона).
Предусматриваемое законопроектом увеличение срока действия авторского права обусловлено прежде всего необходимостью обеспечить дополнительную охрану произведениям российских авторов за рубежом. Во многих странах мира срок охраны уже увеличен до 70 лет (статьи 1 и 2 Директивы Европейского Союза № 93/98/ЕЕС от 29.10.93 г. о гармонизации срока охраны авторских и некоторых смежных прав). Однако российским правообладателям в предоставлении охраны может быть отказано в связи с тем, что международные соглашения, как правило, не обязывают предоставлять охрану "иностранным" произведениям, если истек срок охраны в стране их происхождения. Поэтому увеличение срока охраны авторских прав в Законе приведет к расширению предоставляемой отечественным правообладателям охраны в большинстве развитых стран мира (в силу положений Бернской конвенции, Соглашения ТРИПС и др.).
Распространение современной звуко- и видеозаписывающей аппаратуры создало широкие возможности для воспроизведения аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях. Российская Федерация, как и многие другие страны, ввела в 1993 году в свое законодательство специальные правила, регулирующие вопросы выплаты правообладателям вознаграждения за "домашнее копирование" (статья 26 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"). Однако до настоящего времени указанные положения не реализуются. Большинство предусматриваемых законопроектом изменений обусловлено необходимостью установления наиболее приемлемого для практики порядка реализации положений данной статьи.
Во всем мире постоянно расширяется область применения систем коллективного управления имущественными правами. В законопроекте предлагается законодательно закрепить положения (дополнения и изменения к статьям 44 - 47 Закона), необходимые для успешной работы таких систем и обеспечения надлежащего государственного контроля за их деятельностью, что позволит гарантировать доступность систем коллективного управления имущественными правами для всех нуждающихся в них правообладателей.
Законопроект содержит также некоторые уточнения юридико-технического характера, в том числе обусловленные необходимостью устранения внутренних противоречий и несоответствий в Законе (например, изменения и дополнения в абзацах 9 и 15 статьи 4, в пункте 1 статьи 5, в пункте 2 статьи 16, в пункте 2 статьи 17, в статье 27, в пункте 1 статьи 28, статьях 35, 37 - 42 и др.). Принятие данных изменений и дополнений будет способствовать правильному толкованию и эффективному применению законодательно установленных положений.
Следует особо отметить возможные благоприятные экономические, политические, социальные, культурные и правовые последствия принятия предлагаемого законопроекта, в частности, повышение социальной эффективности Закона, рост доходов отечественных правообладателей, особенно в связи с внесением дополнении и изменений в пункт 3 статьи 5, в пункт 2 статьи 17, в пункт 4 статьи 35 и в статьи 37 - 41 Закона.
Принятие данного законопроекта не потребует от государства осуществления каких-либо дополнительных затрат материальных, финансовых или иных ресурсов для реализации его положений. Наоборот, в связи с введением норм, позволяющих эффективно осуществлять защиту авторских и смежных прав возрастет оборот легальной продукции, что приведет к увеличению налоговых поступлений и росту доходов федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Принятие предлагаемого законопроекта не приведет к возникновению каких-либо противоречий с иными законодательными актами Российской Федерации и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения действующих или принятия новых законодательных актов.