«Надеемся на совместный бизнес в будущем...» Именно это бодрая, но несколько циничная фраза высвечивается после подтверждения оплаты на странице сайта P2Plawsuits.com. Этот веб-сайт дает американским студентам, обвиняемым в загрузке лицензионной музыки на P2P-сети, возможность уладить данную проблему и избежать суда. Это - последняя из предпринятых Американской Ассоциацией Звукозаписывающей Индустрии (RIAA) инициатив в битве против пиратства.
The RIAA начала подавать правовые иски против граждан Соединенных Штатов в июле 2006 года. Ее стратегия, направленная против студентов колледжей, вызвала множество откликов прессы - в большинстве своем, негативных.
Тринадцать американских университетов были вынуждены предоставить сведения о студентах, которые обменивались музыкой через свои компьютерные сети. Как только нарушители были идентифицированы, им предложили заключить соглашение с P2Plawsuits.com. В случае отказа студентов ждала бы повестка в суд. Но возможно ли, к примеру, применить подобную тактику к тем, кто загружает и обменивается музыкой на территории Великобритании?
Большая проблема
Британская Индустрия Фонографии (BPI) продемонстрировала куда большую осторожность, чем ее коллеги в США, где судебные иски получили более 18 тысяч человек, включая не так давно умершую 83-летнюю женщину и 12-летнюю девочку.
«Вы должны отдать BPI должное, - сказал Струан Робертсон, юрист, работающий в сфере технологий. - В то время, пока RIAA поднимала шум, преследуя каждого нарушителя по отдельности, BPI ждала, пока закон прояснит данный вопрос. Я думаю, они заслужили за это уважения».
С тех пор, как в октябре 2004 года были «запущены» 28 дел, касающихся нелегального обмена и распространения музыки, BPI, по собственному утверждению, расследовала только 111 подобных случаев. Около 127 дел были переданы в суд, а нарушители выплатили в среднем около £2,300.
По словам Эрика Гарланда, исполнительного директора Big Champagne, аналитической медиа-компании, специализирующейся в мониторинге P2P-трафика, около 1 миллиарда музыкальных файлов в месяц распространяются нелегально.
Эти расчеты кажутся преуменьшенными, если сравнить их с выводами, сделанными Международной Федерацией Записывающей Индустрии (IFPI). IFPI утверждает, что за последний год были нелегально распространены около 20 миллиардов музыкальных треков. И это несмотря на закрытие многих нелегальных P2P-серверов, таких как, например, самый первый «пиратский» - Напстер (с которого еще не сняты несколько обвинений), а также Грокстер и Казаа.
«В Европе могут выдвигать сотни судебных исков, но число нарушителей, обменивающихся музыкальными файлами, превышает десятки миллионов, - говорит Майк Маллиган из компании Jupiter Research. - Если вы «делитесь» нелегальными файлами, то прекрасно знаете, что вероятность быть пойманным примерно равна шансу попасть под удар астероида».
Впрочем, для Джеффа Тейлора, исполнительного директора BPI, главной задачей является не закрытие файлообменников, а повышение самосознания аудитории. «Наша цель - утвердить в сознании людей мысль о том, что обмен музыкальными файлами нелегален», - говорит он.
«Мы не ожидали, что предпринимаемые нами акции сведут обмен нелицензионными файлами на нет, но результат оказался достаточным для того, чтобы повысить у аудитории опасения по поводу нелегальности распространяемой с помощью P2P-сетей музыки, и это изменило поведение многих потребителей».
К вышесказанному Тейлор добавил, что, «возможно», компания продолжит действовать в такой манере и в следующем году, хотя не уточнил, затронут ли эти меры тех людей, кто скачивает, в той же мере, как тех, кто загружает. Пока по суду преследуются только те, кто распространяет нелицензионные копии.
Большое беспокойство у BPI вызывает также факт того, что сервера-файлообменники открыты лишь частично. Обычные P2P-сети, такие, как Лимвайр или Морфей еще действуют, но возрастает объем обмена песнями с помощью закрытых сетей или блогов, посвященных MP3. Журнал Q недавно опубликовал Интернет-адреса более 20 таких блогов в статье под заголовком «100 способов бесплатно скачать музыку!»
«В добавление ко всему этому, - объясняет Алекс Рофман, вице-президент по корпоративному и деловому развитию в SnoCap (компании, основанной Шауном Фаннингом, «отцом» сети Напстер, для того, чтобы дать музыкантам возможность получать прибыль от распространения их продукции по P2P сети), - характерные для P2P особенности, такие, как обмен и взаимодействие, сейчас стали краеугольным камнем для многих новейших Интрнет-начинаний: от MySpace до YouTube.
«В традиционном понимании, 'P2P' - это то, чем был Напстер, клиент для скачивания, перечень доступного на сервере содержания. Общественные сети на самом деле переняли этот уникальный аспект обмена контентом, который так полюбили, преобразовали и улучшили пользователи. Ты можешь написать что-нибудь о чем-нибудь, поместить туда свои фотографии, поболтать со своими друзьями. Сотни миллионов пользователей сейчас меняют свое поведение, они работают с тем, что предлагает им сеть, использя куда более законные методы, чем раньше».
Модели развития
Музыкальная индустрия адаптируется к этим новым моделям развития. Она должна это делать - налоговая дыра от падения продаж CD не восполняется прибылями от скачивания через iTunes. Впрочем, подобная стратегия зачастую означает необходимость устанавливать партнерские соглашения с бывшими - и настоящими - врагами.
«Легальные» P2P-сети QTrax и Mashboxx заключили контракты с крупными компаниями. BitTorrent не так давно стал предлагать услугу легального скачивания файлов.
Но... «Шесть лет назад компании поняли разницу между P2P и пиратством», - говорит Вэйн Россо, бывший хозяин сети Грокстер. - Они поняли, что P2P - это технология». Главный вопрос состоит в том, добавляет Пол Бриндли, сотрудник поисковой музыкальной консультации MusicAlly, могут ли подобные бизнес-альянсы «работать» и позволят ли им «работать». «После всех этих разговоров о легальных P2P-сетях все же остается один-единственный вопрос: где они?»
По материалам
The Guardian