Возможности для Украинского кинематографа с шеститилетним опозданием
Искусство... Каждый его вид был когда-то королем, которого делала свита определенной исторической эпохи. В мире современном, мире урбанизации и бесконечных информационных потоков, времени уже не под силу так тотально диктовать свои правила, но все-таки ветка первенства некоторым досталась. Без сомнений, одним из таких лидеров является кинематограф. Ведь теперь на международной арене он выступает, как вспомогательное средство межгосударственного диалога, показателем, того насколько стране важна поддержка своего позитивного имиджа. А продукция киноиндустрии в развитых странах представляет собой довольно значимый сегмент в их экономике.
Поэтому киноиндустрия - это уже дело далеко не только самих ее творцов, (конечно же искуccтво, но вместе с тем и довольно рентабельный бизнес).
Поддержка сильного, конкурирующего, национального кинематографа является приоритетом культурной политики большинства стран Европы. Украина тоже придерживается этой позиции, но стоит признаться, в большей мере, декларативно. Отечественный, родной нам кинематограф, если относиться к нему оптимистически, находится в состоянии восстановления и развития, пессимистически - в состоянии медленного разрушения.
Учитывая всеобщие тенденции, позитивное влияние на ход событий мог бы иметь процесс интеграции. Одним из таких путей (одним из важных) стоит назвать нормативно-правовое обеспечение. 18 апреля 2009г. вступил в законную силу Закон Украины «О ратификации Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве». Это значит, что Украина наконец-то стала участником Конвенции о совместном кинопроизводстве, которую подписала еще в 2004г.. Конвенция применяется к кинематографической продукции совместного производства, в котором принимают участие по меньшей мере три производителя (три страны). В случае совместного многостороннего производства минимальная доля участия не может быть менее 10%, а максимальная - не более 70% общих расходов на производство кинематографического произведения.
Каждое кинематографическое произведение совместного производства утверждается компетентными органами стороны, на территории которой расположены сопроизводители. В случае Украины компетентным органом по предоставлению статуса продукта совместного производства является Министерство культуры и туризма Украины.
Контракт о совместном изготовлении продукции должен гарантировать каждому сопроизводителю право совместного имущества на оригинал негативного изображения и звуковой дорожки; включать информацию о том что негатив будет находиться в избранном по общему согласию сопроизводителей месте, и будет гарантирован свободный доступ к нему...
Но, что же мы можем иметь на практике?
Во-первых, использование иностранных инвестиций на выгодных партнерских условиях дает, с одной стороны, толчок для развития собственного кинобизнеса, и это учитывая господдержку этой сферы: 2008г.-51млн.грн, 2009г.-5млн.грн., с другой - используя европейскую систему ценностей посредством кинематографа, возможность оставить свою уникальность и специфику украинского кино.
Во-вторых, сотрудничество со странами, что ратифицировали данную конвенцию, позволяет быть равноправным участником мирового киноиндустрийного процесса.
В-третьих, возвратить инвестиции в отечественный кинематограф невозможно только лишь оборотом на внутреннем рынке, соответственно возникает потребность обеспечения участия украинской стороны на зарубежных кинорынках, что тоже предусматривает Конвенция.
В-четвертых, как партнер, Украина представляет собой довольно выгодную партию: сравнительно, длительная продолжительность светового дня, что важно для съемок, умеренные денежные затраты на актерский состав, природо-географическое богатство украинской земли...
Говорить же о собственном, соборном, независимом кинематографе, - Боливуде в украинском формате, - учитывая нынешнюю ситуацию, пока что не будем. Но возможности, закрепленные Конвенцией, являются довольно неплохим для нас раскладом в игре «большого кинематографа». Главное умело сыграть...
© Н.В.Безсмертная, 2009
Портал Сopyright4you