В результате того, что интеллектуальная собственность в нашей стране существует большей частью только, что называется, «на бумаге», ее объемы катастрофически малы.
Основная причина такого положения интеллектуальной собственности в России - всяческое отсутствие необходимой регламентации порядка ее оборота и защиты. Регламентироваться и охраняться РИД естественно должны на государственном уровне, причем за счет федерального бюджета страны. На данный же момент мы видим только теорию без какого-либо практического подкрепления, что приводит к абсолютно неэффективному расходованию бюджетных средств, а также утечке отечественных инноваций и разного рода разработок в неизвестном направлении.
Для нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности, связанных с РИД, необходим целый ряд мероприятий по разработке и внедрению соответствующих принципов в жизнь и экономику нашей страны. Вероятно, нелишним будет использовать в этом вопросе опыт других стран, где результаты интеллектуальной деятельности защищены государством и находятся под постоянной охраной закона и соответствующих контролирующих органов. В первую же очередь необходимо одновременно внедрять в инновационную деятельность и бизнес со своими инновационными решениями, и разработки специальных организационно-правовых инструментов и механизмов развития рынка инновационной собственности.
Необходимо также решать проблему, связанную с введением в оборот результатов интеллектуальной деятельности. По официальным данным за предыдущий год нематериальные показатели нашей страны в этом отношении оказались в десятки раз ниже, чем средние показатели развитых стран. Такая ситуация обусловлена тем, что, во-первых, многие разработки и продукты интеллектуальной собственности оказываются неактуальными и просто не могут быть введены в хозяйственный оборот. Вторая причина заключается в том, что в нашей стране отсутствует какое-либо стимулирование бизнеса по вводу в оборот перспективных нематериальных активов, ведь спрос на инновации может и должен формироваться бизнесом.
В конце апреля текущего года Совет Федерации провел серию парламентских слушаний, объединивших в себе тему развития рынка инноваций в нашей стране и создания механизмов его регламентации, учета и защиты. В ходе слушаний был озвучен ряд инициатив, которые бы вполне могли стать началом для введения эффективных механизмов решения существующей проблемы, однако, вспоминая, как оперативно в нашей стране принимаются законопроекты и поправки в действующее законодательство, придется запастись терпением и ждать, глядя, как на наших глазах рушится и расползается отечественный рынок инноваций.