Как это сделать - вопрос закономерный, но однозначного ответа, к сожалению, не имеющий. Для начала необходимо ликвидировать все причины такого скудного состояния рынка инноваций в нашей стране, а дальше уже стимулировать его стабильность и уверенное развитие путем введения соответствующих механизмов, причем не общемировых, а применимых в первую очередь к условиям нашей страны.
По мнению аналитиков, основная причина столь малых объемов интеллектуальной собственности в России - не что иное как отсутствие необходимой регламентации порядка оборота и охраны данной собственности. Действительно, на сегодняшний день нет эффективного механизма управления процессами создания и использования продуктов интеллектуальной деятельности, и на текущий момент действующими нормами Гражданского Кодекса РФ вопросы распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) урегулированы не в полной мере.
Кроме того, сегодня также остро стоит проблема коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности, на которую всё чаще указывает и Российская Академия наук. Конечно, по ряду контрактов результаты интеллектуальной деятельности все-таки удается зарегистрировать, но общее число подобных случаев - даже не 50%, как отметил в ходе апрельских парламентских слушаний вице-президент РАН С.Алдошин. По его мнению, интеллектуальная собственность в нашей стране - по аналогии с имущественной - должна заноситься в соответствующий реестр, но это не предусматривается контрактами, в чем и заключается еще одна существенная недоработка.
Роспатент РФ на сегодняшний день - единственный государственный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности. Итог многочисленных проверок Роспатента, показал, что сегодня, несмотря на возрастающее внимание государства к вопросам инновационного развития экономики страны, уровень правовой защиты и практического использования РИД по-прежнему остается катастрофически низким.
Также создание современного конкурентоспособного рынка инноваций на основе информационных технологий невозможно без соответствующего кадрового обеспечения специалистами, что, в свою очередь, требует целенаправленной подготовки и, конечно, переподготовки кадров, в том числе кадров в области коммерциализации РИД. Важным фактором является здесь и стимулирование инновационной деятельности в стране посредством различных экономических льгот и преференций, и это - также одна из задач государства, которую предстоит решить нашему правительству в ходе реализации задач по оптимизации и развитию рынка инноваций в нашей стране.
Последние правительственные слушания показали, что у нашей «верхушки» уже назрела острая необходимость в приведении этой области экономики в должное состояние, поэтому в самое ближайшее время ожидается активная деятельность по разработке и принятию базового закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации».