Российский «принт он деманд», возможности
Сегодня в издательских кругах все чаще можно услышать такой термин как «принт он деманд», который все больше подогревает интерес к себе в профессиональной сфере. Сразу следует сказать, что данное явление не новое на издательском поле деятельности нашей страны, но его развития за последние годы у нас так и не наметилось, несмотря на стремительное освоение цифровых технологий. Параллельно с этим «принт он деманд» все уверенней укрепляется в мировой индустрии книгопечатания как эффективная и перспективная технология, заставляя российских специалистов схватиться за голову и более детально заняться проработкой вопроса: почему же в нашей стране это направление не может быть запущено с такой же динамикой? Ответ на данный вопрос мы и попытаемся выявить в ходе данной статьи.
Прежде всего, чтобы быть уверенными, что все мы понимаем предмет разговора, сразу определимся с понятием. Итак, «принт он деманд» - это в буквальном переводе с английского «печать по требованию» или «допечатка по требованию». Так, данный термин представляет собой издательскую технологию, при которой новые экземпляры книги печатаются только тогда, когда поступает соответствующий запрос от покупателя.
Для наглядной иллюстрации преимуществ «принт он деманд» один из активных участников освоения в нашей стране данной технологии Президент компании «Комлайн» А.Иваненко предлагает рассмотреть издательский процесс как бизнес, состоящий из двух рисков: либо печать большего тиража и нереализация его, либо печать меньшего тиража и упущенная выгода. По словам А.Иваненко, «издательский проект растянут во времени. Нужно изготовить книгу, заполнить канал поставки через оптовиков, через розницу. И вот уже три риска налицо. Первый - можем недопечатать. Второй - можем слишком много напечатать. Третий - очень долго возвращаем деньги».
«Принт он деманд» сегодня - это не просто повод для разговора, а повод для целой масштабной дискуссии с привлечением целого ряда специалистов, ведь влияние его на мировую книжную индустрию велико, а перспективы более чем масштабны. В нашей стране «принт он деманд» вызывает свои вопросы, одним из которых является не столько вопрос технологической стороны перехода на печать по требованию, сколько вопрос урегулирования при этом авторских прав.
Национальные особенности «принт он деманд» в России
Технология пришла к нам из зарубежа, но от мирового опыта мы мало что взяли. Чем же отличается российский «принт он деманд» от мирового? К сожалению, самым важным: юридической стороной и отношением потребителя к получению информационного продукта. Неурегулированность законодательства и менталитет потребителя, который предпочитает взять бесплатно, а не купить - вот основные препоны развитию перспективной технологии в нашей стране.
Во всем мире юридически «принт он деманд» является аналогом традиционной работы издательства с типографией, а возможность дополнительного тиража, как правило, сразу учитывается в договоре с автором. В России же этот момент «пробуксовывает», и делает это именно по причине своеобразного саботажа правообладателей: нет разрешения с их стороны на допечатку экземпляров, поскольку большинство из них боится оказаться «кинутыми» и недополучить авторских отчислений, а в результате у нас практически нечего печатать «по требованию». В этом главная ошибка нашей допечатки и её главная просадка, которую мы еще много лет можем обсуждать, а конкретных решений найдено не будет.
Важным отличием отечественного подхода является нежелание принимать авторское право в том виде, какой ему отведен законом. Во всем мире авторские права диктуют правоотношения между авторами и издателями, помогая урегулировать вопросы издательского процесса, в том числе и по принципу «принт он деманд». В нашей же стране считается, что авторское право наоборот служит той самой палкой в колесах издательской машины, которая только мешает, доставляя рыночным механизмам дополнительные хлопоты.
В этой цепочке важно обратить внимание на такую ее составляющую, как взаимоотношения с авторами, и здесь роль издателей - главная, ведь именно они - профессиональные игроки этого рынка. Здесь сразу хочется отметить, что в нашей стране достаточно высок процент так называемых «сиротских работ», т.е. произведений, правообладателей которых установить затруднительно или не возможно. С другой стороны, одного только пласта неохраняемых произведений, среди которых есть настоящие шедевры, вполне достаточно для того, чтобы вполне успешно начать печатать экземпляры по требованию в нашей стране.
Юридическая неграмотность как причина упущенной выгоды
По большому счету весь сегодняшний издательский бизнес - это своеобразный «принт он деманд», ведь издатель печатает продукт, потому что того требует рынок. В реальности же, у издателей сегодня попросту нет прав на допечатку единичных экземпляров тиражей, поскольку с авторским правом у нас в стране всегда был бардак, и юридическая сторона авторских договоров в настоящее время чрезвычайно слаба. Выход из этой ситуации достаточно простой, но его почему-то никак не уяснят для себя игроки издательского рынка: достаточно просто предусматривать права на воспроизведение и распространение отдельных единичных экземпляров, что, в конце концов, поможет сформировать легальный рынок в этом секторе экономики и главными на этом поле останутся издатели.
Развитие сети Интернет также делает свое дело. Как ни крути, но пока у нас получается, что нам проще скачать книгу в пиратской (электронной) версии и распечатать ее на обычном принтере, нежели идти и искать, кто же разрешит взять авторские права на распечатку одного экземпляра. А ведь только так можно получить законный единичный экземпляр, напечатанный по запросу.
Что касается технологической стороны вопроса - на данном этапе развития технологии в нашей стране это вопрос второстепенный, поскольку мы пока не разобрались с главным. Так, несмотря на все перспективы, которые имеет сегодня «принт он деманд» во всем мире, специалисты издательского сегмента нашего рынка сходятся в едином мнении, что все остальные технологические процессы, безусловно, важны, но, как считает главный специалист исследовательского центра «Библиотека. Чтение. Интернет» А.Пурник, «только в одном случае: когда решим вопросы авторского права».
Сегодня же - на фоне нерешенного вопроса внедрения печати единичных экземпляров по запросу покупателя в масштабах страны, технология внедряется на местечковом уровне. Так, все чаще можно встретить такую услугу как «принт он деманд», оказываемую наряду с другими полиграфическими услугами, небольшими типографиями, извлекающими из этой технологии прибыль и оказывающими востребованную услугу потребителю, однако, зачастую не законную. В государственных же масштабах вопрос, как показывает практика, пока не решаем, и дискуссии на тему «принт он деманд» в нашей стране - это только первый шаг на сложном пути внедрения.
Продолжение обсуждения темы планируется 2 сентября 2010 года в рамках Московской международной книжной ярмарки ММКВЯ на ВВЦ. Организаторы Федеральное агентство печати и массовых коммуникаций и журнал «Университетская КНИГА» приглашают всех интересующихся принять участие в мероприятии.
Участие бесплатное. Зарегистрироваться >>>