Любые новые технологии, касающиеся производства и выпуска книжной продукции неизбежно упираются в ключевой вопрос защиты авторских прав. Несмотря на то, что Россия заметно отстает от США по активному внедрению технологии и оборудования «принт-он-деманд» - печати литературы по требованию, но эта ниша в ближайшие годы будет активно заполняться и в нашей стране. В этом убежден и один из организаторов конференции и выставки ON DEMAND Russia-2010, которая с 18 по 22 октября проходила в Москве в «Крокус Экспо», президент Центра американских полиграфических технологий Леонид ШАХМУНДЕС:
- Сегодня на базе использования технологии «принт он деманд» возникают новые возможности для рекламы, маркетинга и конечно для издательского бизнеса. При этом объём расходов в денежном выражении остаётся тем же, но перераспределяется по-другому. И основные потери будут нести традиционные технологии, так как часть финансовых потоков будет уходить в «принт он деманд», электронные издания и Интернет. «Принт он деманд» будет тесно работать с электронными изданиями. Для примера, некоторые американские издательства уже объявили о переходе на продажу электронных файлов, и по требованию покупателей будут изготавливать бумажную копию, отказавшись от заказа тиражей в типографиях.
- Некоторые российские эксперты считают, что «принт он деманд» - переходный этап от традиционной книги к электронной, и век его недолог без серьёзных вложений, прорывных инноваций, удешевляющих печать. Каково Ваше мнение на этот счёт? Так ли это на Западе, или там печать по требованию уже прочно заняла свою нишу?
- Во-первых, и традиционные, и цифровые технологии будут существовать ещё долго. Как и чем можно заменить детские книги для самых маленьких? А это - огромный сегмент рынка. И по мере увеличения рождаемости тиражи будут расти. А в Америке сегодня высокая рождаемость. Школьные учебники также будут печататься на бумаге. Альбомные издания по мере улучшения качества цифровой печати будут печататься по этой технологии, но воспроизведение всё ещё будет на бумаге.
Что касается стоимости цифровой печати, то она при небольших тиражах уже сравнялась с офсетной печатью. А при единичном изготовлении - вне конкуренции. Например, стоимость изготовления книги в мягкой обложке до 400 стр. для заказчика составляет менее 3 долларов за экземпляр при тираже от 5 экз. Во-вторых, цифровая печать открыла новые возможности для рекламного, издательского и образовательного рынка: изготовление персональной рекламы для различных сегментов рынка, выход библиотек на рынок книжной торговли, подготовка персональных учебных пособий для малых групп студентов и многое другое.
- Как решается вопрос с авторскими правами при использовании контента при печати по требованию в разных форматах предоставления этой услуги?
- Сейчас этот вопрос постоянно обсуждается. Даже идут судебные разбирательства. Один из альтернативных вариантов предлагают интернет-издательства, объединённые с интернет-магазинами. В основе лежит система выплаты «роялти» за каждый проданный экземпляр в любом формате: электронном или печатном.
- Если говорить о печати по требованию в книжной отрасли, в каких формах существует эта услуга? Где рядовой потребитель может её получить? Может ли отдельный книжный магазин, или книготорговая сеть позволить себе установить соответствующее оборудование?
- Сегодня практически все книжные магазины и интернет-магазины в США предлагают услуги, как по изданию, так и по печати книг, которых уже нет на складе издательств. Новый вид конкуренции для книжных магазинов пришёл от библиотек. Вы уже можете заказать бесплатно электронную книгу в библиотеке на определённый срок, а если вам нужна бумажная копия, то библиотека вам её изготовит за деньги, и вы её сможете получить в ближайшем отделении. Интернет-магазины предлагают услуги по подготовке издания к печати, размещению на сайте для реализации и печати необходимого количества. В США в основном развита кооперация между типографиями и заказчиками. По мере увеличения объёмов заказов книжные магазины, издатели и библиотеки начинают устанавливать оборудование у себя. Цифровая печать, в отличие от традиционной, не требует специальных помещений и высококвалифицированного персонала различных специальностей.
- Какое будущее у технологии, бизнеса, услуги по требованию? В каких направлениях и при каких условиях они могут получить активное развитие - на Западе и в России?
- Мой анализ развития техники и технологий показывает, что как только «цифровики» приходят в ту или иную отрасль производства, то рано или поздно они делают переворот в этой отрасли. Это было и в фотографии, и в телефонии, и в системах информации. Это сегодня и происходит в издательском и полиграфическом бизнесе. Примеров тому уже достаточно. Это абсолютное использование цифры при подготовке издания, исключение плёнки из процесса изготовления форм, разработка переменных форм для традиционной печати, гибридные технологии и так далее. И обратной дороги нет.
Впервые интервью опубликовано в журнале "Университетская КНИГА".
C полной версией вы можете ознакомиться на сайте www.ubook.ru
Ранее по теме:
25.08.2010 Российский «принт он деманд» - сундук нереализованных возможностей