Именно этот критерий развития отечественного общества проанализировала компания Яндекс в рамках своего исследования, объектами которого стали обе столицы и семь федеральных округов, а также Россия в целом.
Источником данных послужила статистика собственных сервисов Яндекс.Новости и Яндекс.Каталог, а также информация Фонда «Общественное мнение», компании RU-Центр и исследовательской группы TNS. В основу оценки легли две группы параметров: доступность сети Интернет и активность пользователей.
Первая включала следующие показатели:
Проникновение сети Интернет (ноябрь 2010 года) = Месячная аудитория Интернета старше 18 лет/Население региона старше 18 лет.
В целом по России с учетом только совершеннолетнего населения в 2010 году вэб-проникновение составило 40%. Таким образом, количество по крайней мере раз посетивших сеть пользователей достигло 46.5 млн. человек, что на 18% больше, чем в 2009 году. Из них более 39 млн. или 84% юзеров имеют доступ в Интернет из дома, что на 5% больше предыдущего года. Что касается качественных тенденций, аналитики отметили 10-процентное увеличение среднесуточной аудитории всемирной паутины, а также рост аудитории за счет новых пользователей в небольших городах и селах России.
Естественно, наивысшей оценки по данному критерию заслужили обе столицы: в Москве сетью пользуются 64% населения старше 18 лет, в Санкт-Петербурге - 67%. В разрезе регионов наиболее «проникновенным» оказался Северо-западный федеральный округ (49%).
Стоимость доступа к сети (март 2011 года) - средние тарифы местных провайдеров в 6 городах региона при стандартной скорости 1024 Кбит/секунду.
Как было отмечено в начале статьи, Интернет-провайдеры Москвы и Санкт-Петербурга предлагают своим клиентам наиболее лояльные цены - всего 71 и 74 рубля за месячный доступ соответственно. Больнее всего цены «кусаются» на Дальнем Востоке, а с наименьшим отрывом от столиц и средней стоимостью месячного доступа 167 рублей в рейтинге Яндекс следует Уральский федеральный округ.
Если говорить о России в общем, стоимость доступа к сети Интернет всего за год снизилась на 30-60% в зависимости от региона.
Число зарегистрированных доменных имен (декабрь 2010 года) = Количество доменов второго уровня с расширением .RU или .РФ/Месячная аудитория Интернета старше 18 лет.
По этому показателю с огромным отрывом лидирует столица - 233 домена на 1 пользователя, и Центральный федеральный округ - 44 домена.
Особо аналитики отмечают значительный рост регистрации сайтов в новой зоне .РФ, где к апрелю 2011 года число доменных имен достигло 800 тысяч (в традиционной зоне .RU к этому моменту насчитывается около 2.5 миллионов доменов).
Во вторую оценочную группу вошли такие факторы, как:
Активность сетевых средств массовой информации (март 2011 года) = Количество публикаций в региональных СМИ в день/Количество региональных Интернет-СМИ.
Согласно статистике сервиса Яндекс.Новости, рост по данному критерию в 2011 году наблюдался во всех регионах России, за исключением Южного ФО. Лучше всего сработали СМИ Москвы (в среднем 26.9 сообщений в день от одного Интернет-агенства) и Санкт-Петербурга (21.3 публикаций в среднестатистическом медиа-ресурсе ежедневно). Среди округов, как и в 2009 году, первенство досталось вэб-журналистам Уральского ФО, где на одно сетевой СМИ пришлось 18.1 новостное сообщение в день.
Качество региональных вэб-ресурсов (март 2010/март 2011 года) - процентный рост числа местных сайтов, отобранных в Яндекс.Каталог.
Как выяснилось в результате исследования, наиболее качественные сайты создают вэб-мастера Приволжского ФО (рост вхождения в Яндекс.Каталог всего за год составил 15%), а хуже всего ситуация обстоит на Дальнем Востоке (рост 0.5%).
Доля сайтов, посвященных бизнесу (март 2011 года) = Число региональных сайтов бизнес-тематики, вошедших в Яндекс.Каталог/Общее количество региональных сайтов в Яндекс.Каталоге.
По данным Яндекс.Каталог, статус региона Интернет-бизнесменов на этот раз достался Уральскому федеральному округу (51%), который опередил даже Москву (43%) и Санкт-Петербург (45%).
Развитие социальных сетей (ноябрь 2010) = Месячная аудитория сайтов наиболее популярных соцсетей «ВКонтакте», «Мой мир» и «Одноклассиники» старше 18 лет/Месячная аудитория Интернета в регионе старше 18 лет.
Уровень вовлеченности российских граждан к социальным сетям поражает: минимум 88% пользователей Рунета (показатель Дальневосточного ФО) имеют аккаунты хотя бы в одной из трех крупнейших «социалок». Крепче всего «связаны одной сетью» жители культурной столицы (93.7% от общего числа пользователей) и Приволжского ФО (92.8%).
Естественно, зафиксированные компаний Яндекс показатели - далеко не предел для развивающегося стремительными темпами Рунета. Так, аналитики ФОМ предполагают, что к осени 2014 года уровень проникновения Интернета в регионах России достигнет 70%, а в Москве - 78%. При этом максимальные темпы роста будут демонстрировать именно провинциальные города, а стоимость услуг провайдеров продолжит сокращаться. Что ж, возможно через год название подобной статьи прозвучит как «Месячный доступ к сети Интернет VS коробок спичек»...
Интересно, что на это очень надеется министр финансов РФ Алексей Кудрин, который предложил повысить табачный акциз (а значит - цену сигарет) на 60% уже в 2012 году: по условиям Рамочной конвенции Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе с табаком, Россия получит за это 100 млрд. рублей.
А с глобальной паутиной дело обстоит совсем наоборот. Согласно обновленному информационному бюллетеню от компании Яндекс, доступ к сети Интернет в России продолжает дешеветь: только в 2010 году тарифы провайдеров снизились на 30-60% в зависимости от региона.
25.04.2011 Свобода российского Интернет-пространства
Индекс свободы Интернета (Freedom of the Net Index) определяет баланс свободы и цензуры в сети Интернет.
18.04.2011 Правительство России начинает подготовку к регулированию Интернета
Сначала планируется изучить мировую практику и механизмы регулирования в разных странах.