1. Создание образовательных платформ с коммуникационным интерфейсом между пользователем и технологией. Такое электронное решение может представлять собой как элементарную надстройку, так и сложнейший промышленно-программный продукт, позволяющий полноценно управлять контентом.
Пример: платформа для обучения английскому языку English360 (english360.com), где представлено не только множество литературы (включая учебники Кембриджского университета), но и интерактивные инструменты обучения с использованием искусственного интеллекта от различных разработчиков.
Аналогичные принципы используются во многих других популярных сервисах, среди которых:
GlobalSpec - информационно-поисковая система в сфере инжиниринговых и промышленных продуктов, где представлено более 180 млн. товаров и услуг от 24 тысяч производителей.
AscendWorldwide - консалтинговый проект в области финансирования, страхования, лизинга и строительства воздушных судов, среди клиентов которого такие известные компании, как TNT, DHL, SkyWorks Capital, Rolls Royce, Lufthansa Technik, Boeing и многие другие.
DataExlorers - глобальная база данных по операциям с ценными бумагами и сервис по оценке инвестиционных перспектив и управлению рисками; проект работает с 2002 года в сотрудничестве с такими гигантами финансового рынка, как Bloomberg, FactSet и Thomson Reuters.
«В ближайшее время вэб-контент сам по себе утратит ценность, и будет конкурентоспособен лишь в сочетании с консалтинговыми и другими коммуникационными инструментами на базе отраслевых информационных платформ», - уверен Дэвид Ворлок.
Но готовы ли участники системы образования к использованию столь прогрессивного электронного продукта? Отнюдь:
- уровень компьютерной грамотности учителей (даже в развитых странах, не говоря о России) значительно отстает от учеников, вследствие чего возникает необходимость в разработки простейшего, интуитивно-понятного и легкого для восприятия интерфейса;
- в образовательной системе уже используется ряд подобных технологий, среди которых Virtual learning environment (VLE, Виртуальная среда обучения) и Learning Management System (LMS, Система управления обучением) - они вполне удовлетворяют сегодняшним потребностям учителей и учеников.
2. Переход на индивидуальную систему обучения посредством автоматизированной «образовательной машины». По мнению Дэвида Ворлока, такая система образования имеет массу преимуществ, но главное:
- не требует колоссальных финансовых, административных и кадровых ресурсов при персонифицированном подходе к обучению и мгновенной проверке письменных работ, поскольку всю трудоемкую работу за учителей выполняют машины;
- не «стрижет всех учеников под одну гребенку», позволяя каждому подобрать оптимальный темп освоения материала - такой подход избавляет ребенка от комплексов, укрепляет его уверенность в себе и способствует повышению успеваемости.
Пример: система Write Experience (www.cengagesites.com), в основе которой лежит искусственный интеллект eWrite Intelimetric Within.Интерактивный «учитель» сопровождает ученика на каждом этапе написания сочинения: предоставляет теоретическое руководство по написанию до начала работы, дает подсказки и советы во время написания, затем проверяет готовое сочинение, объясняет допущенные ошибки и предлагает варианты их исправления. Специальный инструмент Performance Report (аттестационная характеристика) позволяет пользователю оценить свой прогресс в учебе, а Revision Plan представляет собой своего рода «работой над ошибками». Текущая версия программы White Experience - лишь первый коммерческий выпуск, который со временем будет во многом усовершенствован. О значительных перспективах развития проекта в области образования говорит и сотрудничество компании Cengage с McCann Associates, которая разрабатывает GMAT (Общий тест для проверки управленческих способностей).
Стоит отметить, что прототипы автоматизированных систем для проверки письменных работ школьников появились еще около 10 лет назад в рамках исследовательских проектов по тестированию в области образования (Educational Testing Service). Сегодня подобные решения уже широко применяются в США и крайне редко - в Европе.
Возникает логичный вопрос - почему новые технологии с таким трудом пробивают себе дорогу в сфере образования? Может, человечеству ещё слишком рано менять живых людей с определенным жизненным опытом, харизмой и знаниями на бездушные автоматизированные системы обучения с действующим по шаблону искусственным интеллектом?
Служба информации Копирайт
22.09.2011 ГПНТБ России создаст единую государственную интернет-библиотеку для образования и науки
Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ России) начала разработку информационной системы, обеспечивающей единый централизованный доступ к электронным ресурсам библиотек для образовательных и научных учреждений страны.
30.08.2010 Поручение Президента о создании электронных образовательных и библиотечных ресурсов
По итогам заседания Совета по развитию информационного общества России Президент Дмитрий Медведев утвердил поручения Правительству перевести библиотечную и образовательную систему на электронный формат работы.