В прежние годы для подготовки агитационных листовок очень широко использовался Интернет. Оттуда представители особенно провинциальных избирательных штабов преспокойно копировали любые произведения, изображения и иллюстрации, порой, не утруждаясь тем, чтобы даже ставить ссылки на их источник не говоря уже об указании имен авторов.
Нормы нынешнего избирательного законодательства такие нарушения авторских прав полностью перекрыли, обязав кандидатов при регистрации их агитационных материалов в избиркомах предоставлять письменные договоры с авторами на любую фотографию и любой рисунок, размещенный в листовках, газетах и других агитационных материалах. Жалобы на такую придирчивость избиркомов сегодня можно прочитать во многих личных страничках юристов и райтеров, работавших на минувших выборах.
К примеру, избиркомы запрещали распространять агитационные материалы, в которых обнаруживались снимки памятников и охраняемых авторским правом архитектурных сооружений, пусть даже изготовленные «своим» фотографом избирательного штаба. Кандидат в депутаты, пожелавший сфотографироваться на фоне какого-либо памятника, обязан был позаботиться о том, чтобы получить письменное разрешение правообладателей на это. И никакие ссылки на то, что «памятнику уже 200 лет» не помогали.
Проблемы возникали у кандидатов и при размещении агитационных аудио- и видеороликов на радио и телевидении. Ответственные за такое размещение представители СМИ отказывались принимать ролики, в которых звучала хотя бы двухсекундная музыкальная фраза, без письменного договора с автором музыки.
Весьма придирчиво относились к кандидатам во многих регионах и типографии, которым было разрешено принимать участие в избирательной кампании после подачи в избиркомы соответствующих заявлений. От пожелавшего напечатать плакат, календарь либо листовку помимо предоплаты со специально открытого счета требовался целый пакет ксерокопий: паспорта, удостоверения зарегистрированного кандидата, решения избирательной комиссии о регистрации и даже бумаги с индивидуальным номером налогоплательщика.
И такие строгости понятны - никому из владельцев печатного или медийного бизнеса не хотелось попадать на крупный штраф, а то и на прекращение деятельности по решению суду. Однако, без обвинений в плагиате все же не обошлось.
Служба информации Копирайт
02.11.2011 Нарушения авторских прав в предвыборной агитационной кампании
Изображение знаменитого Олимпийского Мишки Виктора Чижикова и карикатуры Андрея Бильжо использованы КПРФ в своей агитационной кампании без разрешения авторов.
05.09.2011 Предвыборная кампания начинается с обвинений в плагиате
Согласно претензии автора, партия «Правое дело» занимается элементарным плагиатом, используя дизайн.