По оценкам ВЭФ за 2010-2011 годы по индексу готовности к сетевому обществу наша страна пока занимает лишь 77 место из 138 (индекс равен 3.69). С одной стороны, прогресс в три ступени рейтинга говорит об изменениях со знаком плюс; с другой - позиция между крошечной западноафриканской Гамбией и сельскохозяйственной Мексикой совершенно не утешительна для государства с претензией на ведущую мировую державу.
Итак, по оценкам ВЭФ информационное лидерство в 2010 году смогла сохранить за собой Швеция (индекс сетевой готовности - 5.6), к которой в топ-10 присоединились Сингапур (5.59), Финляндия (5.43), Швейцария (5.33), США (5.33), Тайвань (5.30), Дания (5.29), Канада (5.21), Норвегия (5.21) и Корея (5.19). Что касается стран БРИК, Россия может похвастаться лишь последним местом: Бразилия занимает 56-ую строчку рейтинга, Индия - 48-ую, Китай - 36-ую.
Поскольку уровень сетевой готовности является комплексным показателем и учитывает целый ряд критериев, он позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого государства в сфере развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В случае России в 2010 году баланс плюсов и минусов выглядел следующим образом:
-
Плюсы
Минусы
Среда, способствующая развитию ИКТ
Низкий уровень развития рынка высоких технологий для развития ИКТ
Готовность населения к внедрению и использованию ИКТ
Законодательные барьеры, препятствующие и замедляющие развитие ИКТ
Уровень использования ИКТ гражданами
Неразвитая инфраструктура ИКТ в сфере бизнеса и государственного управления
Что касается других индикаторов, определяющих прогресс государства в сфере информационных технологий, у России пока тоже нет особых поводов для гордости. Так, 2010 год закончился для нашей страны 59 местом из 191 в рейтинге по уровню готовности к электронному правительству. В 2009 году индекс экономики знаний от Всемирного банка поставил нашу страну на 60-ю позицию из 145 возможных, а по уровню развития информационных технологий Россия оказалась между Уругваем и Украиной, заняв 50-е место из 154 стран.
Среди наиболее острых российских проблем, требующих немедленного разрешения, международные специалисты особенно выделяют:
- вопросы защиты авторских прав и других прав на интеллектуальную собственность;
- неэффективная правовая система и предвзятость судебных органов при решении споров «бизнес-государство»;
- многочисленные административные барьеры на пути создания информационной инфраструктуры;
- отсутствие проработанного правительственного плана по использованию IT для повышения конкурентоспособности государства;
- низкий уровень свободы СМИ;
- слабая мотивация для использования IT в рамках существующих государственных программ;
- недостаточное использование IT для повышения эффективности информационных услуг, предоставляемых государством населению и бизнесу.
Радует одно: правительство России осознает важность создания и пошагового развития инфраструктуры коммуникаций. В конце 2010 Президиум Правительства РФ одобрил разработанную Минкомсвязи государственную программу «Информационное общество на 2011-2020 годы», на которую планируется выделить 88.03 млрд. бюджетных рублей. Программой определены контрольные показатели развития информационного общества в нашем государстве:
- вхождение в топ-20 рейтингов, определяющих уровень развития информационного общества;
- вхождение в топ-10 рейтингов, определяющих уровень доступности телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной среды.
Для достижения поставленных целей экспертно-консультативная группа Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества предложила создать систему мониторинга и непрерывного статистического наблюдения соответствующих показателей, которая бы позволила контролировать ход и результаты мероприятий государственной программы. Остаётся надеяться, что запланированный прогресс свершится.
Служба информации Copyright.ru