Проблем здесь много, и основная точка преткновения, которая всё чаще встает на пути представителей издательского рынка - это система идентификации, или, точнее, ее отсутствие. Сегодня всё чаще говорят о преимуществах электронного контента, о необходимости перевода книг в электронный формат, но о технической стороне и о стороне безопасности контента, охраняемого авторским правом попросту забывают.
При условии массового использования электронного контента и передаче информации уже не от человека к человека, а от компьютера - к компьютеру, важно выработать постоянную систему учета. Так, необходимо придти к ситуации, при которой однажды правильно сделанное описание каждого объекта авторского права будет способствовать тому, что книга будет доступна всем и сэкономит всем участникам рынка деньги.
Как придти к единому решению, и как правообладателям идентифицировать свой контент, снабдив его соответствующими кодами - эти и многие другие моменты пытались прояснить представители авторско-издательского сообщества в рамках конференции «Электронное книгоиздание и инновации в книжной отрасли».
Вопросам кодификации была посвящена заключительная часть конференции, выделенная в отдельную секцию под названием «Проблемы кодификации и учёта электронного контента. Система ISTC кодов». Участниками данной встречи стали:
Алексей Кузьмин, Генеральный директор НП «ФИПР»;
Василий Терлецкий, , Генеральный директор Российского общества КОПИРУС
Александр Альперович, издатель;
Борис Есенькин, Президент ТД «Библио-Глобус»;
Алексей Кузьмин, генеральный директор ФИПР
Почему это было сделано? Книга, например, может быть сборником рассказов, и отдельных произведений в ней несколько. Каждый рассказ - это объект авторского права. Все, кто сейчас занимается торговлей книгами в Интернете, видят большую опасность - пиратство, которое возникает стихийно и неконтролируемо. Любой человек может выложить в сеть объект авторского права, даже не зная, что это такое.
При создании международного реестра авторских прав, любые поисковые системы смогут работать с ним и вычислять, какой объект является легальным, а какой пиратским. Но так как все системы пока на стадии разработки или внедрения, законодательно не внесены стандарты, в настоящее время имеет смысл заняться широким внедрением всех этих стандартов в законы и нормативные акты, которыми будут руководствоваться все авторско-правовые отношения. Оникс, кстати, уже законодательно закреплён, он входит в СИБИД, туда же входит и ISBN, ISTC-код тоже доллжен быть включен как современная разработка 2008 года.
Б.С. Есенькин, Президент ТД «Библио-Глобус»
Я хочу немного вернуться в историю, чтобы была понятна та последовательность, в которой идёт стандартизация. На определённом этапе без стандартизации книг, как без паспорта человеку, стало трудно дальше двигаться, поэтому был создан стандарт СИБИД для всех, кто выпускает книги, для библиотечного сообщества. 15 лет прошло с тех пор, как мы освоили ISBN. Сейчас он зафиксирован как Госстандарт. ISTC, также как и ISBN, позволяет фиксировать всё, что выпускается. Сейчас все должны понимать, что если мы не сумеем скоординировать наши действия, то мы окажемся за бортом информационной революции, которая уже свершилась. Мы видим, что происходит в Интернете уже сейчас, то огромное количество незаконного скачивания. Всё это должно насторожить нас в том плане, что только совместное понимание происходящего и постоянная сегментация ответственности каждого могут помочь. К сожалению, в России всё всегда привыкли делать после.
Как мы с вами сейчас оформляем книги? Из рук вон плохо. На обложке одно название, на титуле другое, и т.д. это целый цикл причин, по которым книгу можно не узнать. Поэтому мы и говорим о стандартизации во всём. Должно быть зафиксировано, кто автор, что это за книга. Для этого нужно создавать информационную площадку, но никто, даже государство за нас это делать не будет. И если мы опоздаем, мы опять будем покупать из-за рубежа те книги, которые там выпускаются. Мы говорим о Сколково, об инновациях, но без информации всё это нереально. Поэтому Библио-Глобус и Гильдия книжников будут участвовать в этом большом и серьёзном проекте.
Олег Андрианов, АНО "НБР"
Тот вопрос, который мы сейчас обсуждаем, касается кодификации и индивидуализации книг. То есть каждая книга должна обладать набором признаков, которые позволят её идентифицировать. Мы сейчас с этим столкнулись, потому что задача, которую мы выполняем - это государственная программа «Информационное общество 2011-2020» , создание Национального библиотечного ресурса как совокупности книг, оцифрованных и хранящихся в РГБ, РНБ, Президентской библиотеке. И вопрос индивидуализации книг, особенно тех, которые перешли в общественное достояние, стоит очень остро. Раньше не было ни международных кодов, никакой классификации. Нам их предстоит каталогизировать и придать этому процессу хоть какую-то упорядоченность.
Мы надеемся, что та классификация, которая предлагается, будет работающим механизмом. Мы пошли по пути, единственно возможному. 4-я часть ГК позволяет нам действовать только в тех рамках, которые предписывают нам заключать лицензионный договор на получение современного контента. Нужно согласие каждого автора на то, чтобы его книга была оцифрована, и у читателя в помещении библиотеки был к ней доступ. И не только в РГБ, до которой мы все можем доехать, но и, например, в Абакане, до которого книга тиражом в 7 тыс. вряд ли дойдёт, зайдя на сайт РГБ, можно ознакомиться с частью книги и принять решение, покупать её или читать в библиотеке. Вот это движение частей книг тоже требует идентификации. Мы надеемся, что в нашем деле эта кодификация поможет.
Василий Терлецкий, Генеральный директор Российского авторско-правового общества КОПИРУС
Мне хотелось показать ситуацию немного под другим углом. У нас в стране действует международный книжный код ISBN. Без получения ISBN издать книгу можно. Это будет абсолютно законно для использования практически в любых целях, кроме серьёзных коммерческих. Без ISBN книга в коммерческое распространение в нашей стране не выходит. Эта ситуация сложилась путём многолетнего внедрения ISBN во все цепочки продажи книг. И сейчас все книжные магазины работают с этим кодом, чтобы учитывать продажи.
Во-первых, в ISTC и в аналогичных полях системы стандарта Оникс есть поле правообладателя. В эксклюзивном лицензионном договоре международного ISTC -агентства с ФИПР есть специальный пункт, что ФИПР как российской лицензионное агентство должен обеспечить получение заявлений на присвоение кода ISTC от правообладателя.
В отличие от ISBN, в структуре ISTC заложено выстраивание "цепочек" регистраций. В идеале предполагается, что если автор создал текст и предполагает его коммерческое использование, он туже может получить ISTC как правообладатель.
Ещё один важный момент. Сейчас возрастают темпы продажи электронных книг и текстов. ISBN и в России, и за рубежом стоит достаточно серьёзных денег - примерно 30 долларов. Для продажи электронных книг сейчас используется ISBN. Но это неэффективно. Ведь электронная книга может быть продана всего за 30 долларов в итоге. И требование оплаты ISBN на 30 долларов при таком же доходе аннулируют прибыль. Поэтому, одним из условий ISTC является дешевизна этого кода. По нашим предварительным расчётам, он будет стоить около 30 рублей.
Павел Арефьев, начальник отдела маркетинга и рекламы электронной библиотеки Elibrary
Второй пример. Издательство «Эльзевир». Это тоже крупный игрок, выпускает книги, которые имеют только электронный вариант, без печатной версии. Книга имеет DOI и никаких больше идентификаторов. Причём этот код они присваивают на каждую главу. Это тоже платный, как и ISBN, как и ISTC, код, стоит около 2 долларов. Возникает вопрос: что будут делать те, кто формирует мировой издательский рынок. Они что, будут покупать ещё и ISTC?
Мне как участнику разработки российского индекса цитирования, очень важно, чтобы электронный текст, который попадает ко мне в базу, был однозначно идентифицирован. Сейчас, например, я получаю от западных партнёров материалы с индексом DOI. Все основные поисковики Интернета с этим кодом работают. И у нас это проверяется не вручную, а с помощью java-скрипта.
Василий Терлецкий, Генеральный директор Российского авторско-правового общества КОПИРУС
У меня есть информация, проясняющая эти вопросы. Я присутствовал на нескольких международных обсуждениях, где поднимались подобные вопросы. Я понял, что DOI отвечает на вопрос, ГДЕ, У КОГО лежит оригинальный цифровой объект. Но нет реального ответа, ЧТО. Одновременно, был оценен и опыт применения цифрового ISBN. Код DOI, отвечая на вопрос «ГДЕ» без конкретного ответа «ЧТО» практически не нужен и работает плохо. Поэтому я не знаю, кто у нас в стране широко применяет DOI.
Для замены ISBN для цифрового контента на международном уровне решили внедрить ISTC, который дешевле и всё, включая DOI, связывает между собой. Каждый из участников рынка для однозначной идентификации текста должен будет регистрировать ISTC, а дальше выбирать сам - пользоваться в качестве базы ISBN для бумажной книги или DOI для определения оригинального файла и его места нахождения. ISTC и DOI вместе для конкретного издателя и многочисленных пользователей будут работать гораздо эффективнее.
Александр Альперович, издатель
А. Гельмиза, директор конференции-выставки «Книгабайт»
Стало понятно, что мы сейчас находимся в стране, в которой нет эффективной системы идентификации электронного контента, по крайней мере, она не распространена. В мире есть несколько альтернатив. Нам сейчас, очевидно, нужно выбрать наиболее эффективную для нас, выбрать тот код, который, с одной стороны, является международным, принятым во всём мире, чтобы мы не оказались оторванными от общества, с другой стороны, если есть альтернативы, то выбран должен быть тот код, который уже есть, какие-то объёмы данных им закодированы, или есть возможность перекодировать информацию. То есть выбор кода для идентификации - важный вопрос.
А. Кузьмин, генеральный директор ФИПР
Дело в том, что не существует какого-то отдельного кода. Попытки создать eISBN - это не создание чего-то нового, а попытка сохранить старый идентификатор, дать ему новую жизнь. Эта попытка не увенчалась успехом, потому что все сразу поняли, что все равно придётся вкладывать серьёзные деньги и разрабатывать совершенно новую систему кодов.
Каждый объект авторского права можно разделить на 4 части: текст, аудио, аудиовизуальную, иллюстрации. Пока разобрались только с тремя первыми объектами авторских прав, а по картинкам всё только разрабатывается. Но так или иначе, система выстраивается с учётом интересов всех правообладателей. И не нужно думать, что ISTC заменяет ISBN. Мы просто говорим о разных формах передачи информации. Все коды будут так или иначе существовать, параллельно или в общей системе. Важно то, что мы сейчас имеем новую дистрибьюцию, дистрибьюцию в электроном виде, и для этого нужно предусматривать новую систему кодов и новую систему защиты авторских прав.
Получать нужно те коды, которые необходимы издателю для его текущей работы. Если ему необходим только ISBN, если он не собирается торговать электронными текстами в Интернете, он только его и должен получать. Как только решит торговать электронным контентом, ему нужно получать ISTC. Если он соберётся делать на основании этого произведения фильм, он должен получать код ISAN. Если он хочет контролировать свои авторские права более детально в Интернете, он должен будет дополнительно получить код DOI.
Секция, посвященная вопросам идентификации и кодификации, стала одной из самых насыщенных и контрастных. Однако нужно отметить, что полемика осталась открытой. Открытым остался и вопрос о том, как помогут ISTC-коды бороться с пиратством, поэтому к теме еще предстоит вернуться, и, возможно, не раз.
26.01.2011 ISTC - новый подход к стандартам по идентификации, учёту и контролю за электронным контентом
14.01.2011 Экспертная группа ЕС определила решения по оцифровке произведений и авторским правам
«Комитет мудрецов» Европы определил, что эпоха «цифрового Ренессанса» стартовала.
15.12.2010 "Не налогом единым" можно защищать авторские права
Антипиратскую деятельность в стране можно вести за счет применения технических средств.
14.12.2010 Россия на пути модернизации авторских прав на электронный контент
Некоммерческое партнёрство правообладателей и пользователей «Федерация интеллектуальных прав», официально утверждено в качестве уполномоченного агента по присвоению международных ISTC кодов на территории Российской Федерации, таким образом, Россия вошла в пятёрку ведущих стран мира, регистрирующих ISTC.