В теории принадлежащая коммерческим компаниям интеллектуальная собственность служит для придания их продукции индивидуальности. Однако на практике результаты творческого труда нередко используются в качестве главного средства конкурентной борьбы.
По свидетельствам юристов и антимонопольных ведомств, существует несколько способов применения объектов чужой интеллектуальной собственности в собственных целях или против конкурентов:
- Банальная подделка: подразумевает точную и незаконную репродукцию раскрученных торговых марок, коммерческих наименований, фирменного стиля и других объектов интеллектуальной собственности. Если внешний вид оригинального товара, его дизайн, воспроизведен в «фейке» на 100%, доказать в суде нарушение авторских прав не составит труда.
- Умный контрафакт: частичная репродукция торговой марки, предусматривающая точное копирование лишь незарегистрированных её элементов. К примеру, нарушитель немного изменяет вербальный элемент, использует совершенно другой логотип, но в точности повторяет цветовое решение и композицию упаковки (нельзя не вспомнить о китайских «ремиксах» Abibas, Panasosic, Gycci и пр.). При этом часть потребительской аудитории удается сбить с толку, а доказать факт нарушения прав оказывается куда сложнее.
- Изощренная фикция: конкурент первым регистрирует авторское право на отдельные элементы торговой марки под другим названием, а затем подает заявление в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) против компании конкурента, заставляя отказаться от сочетания цветов, дизайна упаковки или другого элемента фирменного стиля. К этой же категории можно отнести захват доменных имен, которые могут представлять интерес для крупных компаний.
- Рекламная дискредитация: название «вражеской» торговой марки употребляется в рекламе нарочно, чтобы возвысить собственный продукт на фоне конкурента. Рассмотрим несколько таких случаев:
Пример 1. В 2005 году на российском рынке появился квас новгородской компании «Дека», в рекламе которого использовались слоганы, откровенно использующие репутацию основных конкурентов – Coca-Cola и Pepsi (например, «Квас – не кола. Пей «Николу»! и «Нет колонизации! Квас – здоровье нации!»). В 2007году ФАС признала подобную рекламу актом недобросовестной конкуренции, после чего «Дека» выдала на-гора не менее интересный слоган: «Квасу – да! «Химии» - нет!».
Пример 2. В 2004 году компания «Бриджтаун фудс» (производитель сухариков «Три корочки») подала в ФАС заявление, обвинив конкурента «Сибирский берег» (производитель сухариков «Кириешки») в неэтичной рекламе. Слоганы на питерских бил-бордах гласили: «Хорошие сухарики корочками не назовут». По предписанию антимонопольной службы новосибирский производитель был вынужден провести контррекламную кампанию со слоганом: «Настоящие сухарики могут называть корочками».
Пример 3. В 2008 году недобросовестной была признана реклама компания «РРТ Юго-Запад», занимающейся продажей автомобилей “Opel Astra” в Санкт-Петербурге. Слоган гласил: «И никаких фокусов с контрактами!», что в ФАС посчитали дискредитацией конкурирующего авто Ford Focus.
Пример 4. В 2011 году компания Unilever (производитель продукции под торговой маркой «Knorr») запустила в эфир рекламу со слоганом «Настоящий суп. Никакой магии». Его расценила как «камень в свой огород» компания Nestle (бренд «Maggi») и подала иск с обвинением конкурента в недобросовестной рекламе. Окончательное решение по делу не принято по сей день.
Стоит отметить, что в большинстве случаев ФАС запрещает недобросовестную рекламу, а многие компании так или иначе добиваются своей цели – привлекают внимание к собственной продукции и формируют негативное мнение о продукции конкурентов.
Есть ли способы противодействия использованию интеллектуальной собственности в целях конкурентной борьбы? Для начала следует грамотно регистрировать товарный знак (торговую марку), прописывая каждый её элемент: вербальное название, логотип, форму упаковки, цветовую гамму, фирменный шрифт и т.д. с использованием различных вариантов. Только в этом случае возможно доказать факт нарушения в суде и привлечь нарушителей к ответственности.
Служба информации Copyright
Читайте также:
13.01.2012 Дела с пометкой «интеллектуальная собственность»
Не успели отзвучать рождественские салюты, а в судебных учреждениях по всему миру уже рассматриваются многочисленных иски в сфере авторских и смежных прав.
26.12.2011 Откуда берутся многомиллиардные убытки от пиратства интеллектуальной собственности
Ежегодные потери компаний-производителей из-за воровства интеллектуальной собственности оцениваются в сотни миллиардов долларов.
05.12.2011 Chanel добился массового закрытия сайтов за нарушение торговой марки
700 сайтов, которые на своих онлайн-площадках предлагали контрафакт, закрыты и домены конфискуются по решению суда.