Интернет становится неотъемлемой частью жизни гражданина Российской Федерации. Об этом красноречиво свидетельствуют данные Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, отражающие динамику социального проникновения «паутины».
Так, в 2011 году, обогнав Германию, Россия стала европейским лидером по числу пользователей сети – по сравнению с 2010 г. оно возросло на 5.4% и достигло 70 млн. человек. Но это вовсе не предел: в текущем году аналитики ожидают очередной всплеск вэб-активности и увеличение аудитории Рунета до 90 млн. пользователей. Позитивный тренд наблюдается по показателю числа персональных компьютеров с выходом в сеть: в конце 2011 г. их насчитывалось 74.4 млн., что превышает статистику 2010 г. на 20.2%. Кроме того, улучшается качество провайдерских услуг: в прошлом году Россия вошла в топ-10 стран мира по развитию широкополосного доступа с показателем 40 линий ШПД на 1000 жителей, а к 2015 г. планируется дальнейший рост до 60 линий на 1000 жителей. Невероятными темпами развивается рынок электронной торговли: по данным группы исследователей Data Insight, в 2011 г. его объем превысил $12-13 млрд., продемонстрировав почти 30%-ный годовой рост. Прогнозы экспертов в сфере е-коммерции более чем оптимистичны: $15 млрд. в 2012, $19 млрд. в 2013, $24-25 млрд. в 2014.
Однако у этой медали есть и обратная сторона: появление новых рисков для государства, пользователей и предпринимателей; завышенные требования потребителей контента ввиду высокого уровня конкуренции; вопросы фильтрации информационного «мусора» в Рунете; проблемы защиты интеллектуальной собственности в социальных сетях; вымирание культуры чтения книг; потребность в модернизации релевантных образовательных программ и другие нюансы, связанные с зарождением принципиально нового для России информационного социума.
Своим видением этих и других вопросов поделился в интервью журналу "Университетская книга" Иван Иванович Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и создатель онлайн-газеты «Частный корреспондент».
Иван, каковы актуальные направления развития Интернета и телекоммуникаций в мире и в России? Какие сервисы сейчас востребованы у пользователей, какие набирают популярность?
Основной тренд, характеризующий отрасль – это количественный рост, насыщение и переход на принципиально новый качественный уровень. Раньше мы оценивали, кто подключён к Интернету, а кто нет. Сейчас мы считаем, какое количество людей переходит на широкополосную связь и сколько осталось абонентов с низкой скоростью. Приоритетные тенденции – развитие социальных сетей и продолжающийся процесс коммерциализации Интернета.
Если мы говорим о том, что компьютерная революция меняет общество, то это значит, что она затронет каждый сектор. Сейчас она приходит и в издательский бизнес, которому придётся уходить от бумаги. С одной стороны, появилось нелегальное предложение, но оно уже давно есть в таком полулегальном виде, а сейчас стали появляться и легальные коллекции, и продавцы электронных книг, и сервисы, основанные на подписной модели. Но очевидно, что мы присутствуем в самом начале очень долгого процесса, потому что идёт поиск средств и инструментов, причём это происходит на всех уровнях, включая высшую власть.
Первоочередная задача – это присутствие научного русского языка в Интернете. Соответственно, очень важно, чтобы оцифровка и общественное достояние воспринимались как приоритет.
В общем, происходит становление новых бизнес-моделей и освоение инструментария Интернета как нетрадиционного бизнеса, культуры, государственного управления. В этой среде начинается большая стройка.
Как и какие появляются в новых условиях риски?
Есть риски для предпринимателей, потому что это сектор, в котором на один успешный проект есть 10 провалов. Есть риск, что у издателя будут нарушены права. А у автора есть риск, что его произведение никто не прочитает или наоборот, очень внимательно прочитает и по «достоинству оценит». Риски есть и для государства, потому что существующая модель управления, как и всё остальное, должна быть трансформирована и построена система обратной связи, высшему руководству страны совершенно не нужно, чтобы было самоуправство на уровне менеджмента. Риск интернетозависимости – это малая часть большой темы. Это вообще новый тип социализации.
Можно ли утверждать, что с развитием Интернета исчезает культура чтения больших текстов, а ей на смену приходят инфографика, карты, твиты и т.п. Каково Ваше мнение на этот счёт?
С притоком более молодой аудитории сократилась длина текстов, больше стали публиковаться подборки из блогов, развиваться социальная часть. Но если объективно говорить, то людям некогда читать. При этом по-прежнему есть люди, которые читают много. Просто я думаю, что группа интеллектуалов, пишущих и читающих, сильно сегментировалась. Сейчас мы приходим к культуре, в которой обращаются мемы – отрывки, цитаты, визуальные информационные медиавирусы, те же демотиваторы: одна строчка вместе с фотографией реально передают смысл, возвращая нам элементы иероглифического письма. Текст уступает место визуальному знаку, поэтому среди проектов в Интернете наиболее свежо выглядят те, в которых есть осознанное отношение к дизайну.
Используется ли это в обучении?
Я считаю, что мобильная журналистика очень перспективна. Но вместе с тем продолжает существовать традиционная система медиа, и люди, которые несут новую универсальную культуру, пока не очень востребованы. В университете мы уже начали учить инфографике, визуальным коммуникациям в контексте цифровых медиа. Пока спрос среди работодателей ограничен РИА «Новости» и десятком изданий, но их становится всё больше. Это переключение повлияет и на книгоиздательский бизнес, и вообще, на то, какая информация будет в обществе циркулировать. Когда информации много, люди готовы платить за то, чтобы её оформили правильно.
А почему так сложилось, что у нас так много клонов и нет собственных интересных социальных проектов?
Не соглашусь с вами, сеть «ВКонтакте» – это не совсем клон. Честно, никто не понимает, что такое «ВКонтакте». По сути, если не рассматривать проблемы авторского права, это «библиотека с мессенджером». Там есть, конечно, и френд-лента, и коммьюнити. Но в действительности «ВКонтакте» даёт неограниченный доступ к культурным сокровищам человечества, по крайней мере, в кино и музыке. Если бы были библиотеки, в которых есть всё то же, у «ВКонтакте» не было бы такого преимущества.
Переходя к информационному обществу и потреблению разнообразного контента мы неизбежно сталкиваемся с вопросами её отбора и сохранения. Как видите решение проблемы информационного «мусора»?
Сейчас это уже не так актуально. В любом случае, всё решается на уровне личного потребления. То, что необходимо сделать – это дать людям доступ к контенту в открытой и удобной форме.
Лично мне интересно, проявится ли в России государство в качестве агента развития и будут ли запущены какие-то масштабные программы, платформы даже не в плане выделения денег, а именно осмысления проблем. Иными словами, будет ли запущена некая централизованная система, через которую издатели, библиотеки, книготорговцы получат возможность обмениваться контентом? Удастся ли сделать большую часть научных публикаций, всё советское культурное наследие и работы, сделанные по госзаказу, общественным достоянием? Это вопрос, на который я надеюсь со временем ответить утвердительно.
На чём может зарабатывать сегодня издатель в Сети? Чего хочет интернет-читатель?
Про издателей хочется напомнить, что на Западе книгоиздатели развивают цифровое направление, переводят в цифру свои архивы, в магазинах появляются цифровые печатные аппараты. Сочетание цифровой технологии и бумажного носителя здесь вполне логично. У нас пока этого нет, но думаю, что в ближайшие года три это начнёт активно появляться и в университетах, и в магазинах. Пока это трудно осуществляемо, потому что у нас нет библиотеки даже публичного достояния, не выработаны схемы ценообразования, сервисы платежей. Фактически отсутствует инфраструктура.
Необходимо менять платформу. Внедрять собственные читалки? Не думаю, что это всегда эффективно. Возможно, имеет смысл включать рекламу с переходом на какой-то другой сайт. Я не знаю, будут ли читатели ставить себе приложение конкретного издателя потому что издатель – очень маленькая специфическая часть рынка, а всех вроде как не поставишь. В целом пользователю, возможно, проще решиться поставить себе какой-то подписной сервис по интересующей его теме или универсальный, не ограничивая себя привязкой к конкретному издателю, если это только не специализированный издательский дом.
Для цифровых платформ нужно заново придумывать формат подачи текста, иллюстраций, других элементов. Кроме того, можно таргетировать продукты по потребностям и создавать отдельные приложения: для студентов, для исследователей, для преподавателей. И это может означать появление нового бизнеса: обслуживать потребности таких больших групп выгоднее, чем торговать через окошко книгами.
Думаю, что для дальнейшего развития издательского рынка важными будут появление инициатив по общественному достоянию, большие усилия по оцифровке, а оттого, что люди будут все глубже уходить в общественное достояние, у них будут появляться потребности в специализированных продуктах. Возможно, сложится новая инфраструктура, будут технологии, похожие на Amazon, только следующего уровня.
По большому счету, у многих упомянутых Иваном Засурским проблем есть очевидные решения. Одни (например, внедрение новых бизнес-моделей и переход на цифровой формат) требуют определенных усилий со стороны заинтересованных сторон, с другими (популяризация мемов и визуализация контента) нужно просто смириться, третьи (фильтрация информации в социальных сетях и обучение всех слоев населения работе с электронной информацией) потеряют актуальность в ходе развития вэб-индустрии.
Реальные же препятствия стоят на пути разрешения проблемы, которую Иван затронул лишь вскользь. Проблемы распространения нелегального контента и соблюдения прав на результаты творческой деятельности в сети. Только соблюдение авторских и смежных прав стимулирует создание новых интеллектуальных продуктов – пока же электронное пиратство в России растет вместе с Рунетом…
Интервью полностью опубликовано в журнале "Университетская книга" июнь, 2012. www.unkniga.ru