В то время как российский пользователь контента не может нарадоваться старту новой цифровой эры, когда практически любой текст можно отыскать на просторах сети в бесплатном для скачивания варианте, участники книжного рынка ломают головы: как им теперь зарабатывать? Со сложностями сталкиваются не только начинающие электронный бизнес, но и такие онлайн-акулы, как крупнейший мегамаркет OZON Об особенностях торговли печатными и электронными книгами, а также основных трендах этого неоднозначного пока рынка рассказала Маэль Гавэ, генеральный директор OZON.
Несмотря на активное ассортиментное расширение мы продолжаем развивать сегмент книг. Очевидно, что их форма постепенно меняется. Например, если год назад наш основной ассортимент составляли печатные книги, которые хранились у нас на складе, то этом году, первая категория – это то, что называется «печать по требованию», print on demand, демонстрирующая серьёзный рост.
Ассортимент цифровых книг пока небольшой, но за последний год эта категория демонстрирует динамику 100 процентного увеличения (в отличие от 10-15 процентного роста на традиционные книги). Поэтому здесь мы видим большой потенциал и существенные изменения.
Книги – это всё ещё больше, чем треть нашего оборота в штуках и более четверти в деньгах. За первые 8 месяцев мы продали 5 миллионов печатных книг, примерно 22 тысячи печатных книг в день.
С прошлого года мы приняли решение активно развивать цифровое направление, но честно говоря онлайн-торговля пока достаточно скромно инвестирует в этой области. Пока действительно никто не понимает, где деньги. Тем не менее очевидно, что начинать надо с сервисов и сейчас мы работаем над созданием экосистемы, которая будет позволять издательствам продавать свой контент в гарантированно защищённом пространстве.
Мы внимательно оцениваем нашего покупателя и его предпочтения, связанные с потребностями в э-книгах, поскольку люди, которые у нас покупают печатные книги сегодня, это завтрашние покупатели электронного контента. Следует отметить, что те люди, которые покупают книги онлайн, имеют доход чуть выше, чем в среднем по России, при этом тратят чуть больше, когда они покупают онлайн (в отличие от аналогичных покупок оффлайн). И с развитием онлайн-торговли, мы ожидаем, что этот тренд должен продолжаться.
Пока книжный онлайн рынок сосредоточен в Москве и в Питере - больше половины (57%). Это тоже отличие от других категорий (товары для детей, дома и пр.), которые мы продаём имеют большую долю в регионах. Поэтому я тоже считаю, что для книжного ассортимента серьёзный потенциал в регионах, а ещё в глубине ассортиментной матрицы, поскольку клиентам нередко требуются книги 10-20-30 летней давности, найти их в магазинах невозможно. У нас нет полки, мы можем сохранить любую книгу без ограничения.
Я бы хотела коснуться основных трендов. Первое – это то, что на онлайн рынке без маркетинговой поддержки уже почти невозможно создавать бестселлер. Бывают, конечно, исключения, но в основном хорошие продажи книги – это результат серьёзной работы издательства, которое очень грамотно продумало маркетинговую поддержку, формат продвижения, каналы сбыта, презентации авторов.
Второй тренд – это снижение стоимости книг. Для нас это существенный вопрос и немалая угроза, потому что сейчас, если мы все согласны с тем, что рынок идёт к электронному контенту, получается, что тот же самый контент, который раньше продавался за 250 рублей, сейчас будет продаваться за 90 рублей. И очень сложно понять экономику заработка всех игроков – авторов, издателей, дистрибутеров.
И последний тренд – это консолидация рынка. Сейчас возникает существенный вопрос по поводу ограничения конкуренции на этом рынке, и того, что даёт возможность покупателю получить больший выбор и лучший сервис. Вопрос свободы на рынке электронной книги для нас остаётся большим вопросом по двум причинам. Первая – это слабоконтролируемое пиратство, вторая – тот факт, что на рынке есть один игрок, а я говорю о «ЛитРес», который обладает эксклюзивными правами на многие книги. Разумеется для остальных легальных участников они не доступны. Поэтому сразу возникают вопросы: когда большая часть электронных прав находится у одного игрока о какой конкуренции может идти речь? О какой свободе выбора покупателя мы можем говорить?
Оценивая будущее российского рынка электронных книг, мы можем его охарактеризовать как непростое и чёткой позиции у ведущих игроков не будет до тех пор, пока мы не ответим на вышеназванные вопросы и не определим для себя цивилизованные и конкурентные правила игры.
Опубликовано полностью в журнале "Университетская книга" октябрь, 2012. www.unkniga.ru