Директива 2001/84/EC о перепродаже прав на произведения искусства в интересах авторов (право следования) была принята Европейским Парламентом и Советом 27 сентября 2001 года и вступила в силу 1 января 2006 года. Согласно статье 11 Директивы, спустя 10 лет Европейская Комиссия выпустила отчет об успехах и трудностях в процессе внедрения положений европейского закона.
Европейская Комиссия проанализировала влияние Директивы на внутренний рынок ЕС и результаты внедрения права следования на произведения искусства - объекты интеллектуальной собственности в тех странах, где данное решение не было прописано в национальных законах до момента вступления общеевропейской Директивы в силу.
В процессе сбора информации для отчета было получено 503 отзыва, в т.ч. 248 - от правопреемников художников и скульпторов, 174 - от самих мастеров, остальные - от экспертов арт-рынка, организаций коллективного управления авторскими правами, профессиональных творческих союзов и авторских объединений, а также органов власти.
В документе дана оценка глобальному арт-рынку и рынку антиквариата, объем которого в 2010 г. достиг €43 млрд., вернувшись к показателю 2008 г. после кризисного 2009 (€28 млрд.). Количество сделок на рынке возросло на 13% до 35 млн.; с аукционов было продано произведений искусства на сумму €21 млрд., в т.ч. €7 млрд. пришлось на работы изобразительного жанра. В 2010 году в арт-мире действовало порядка 400 тыс. дилеров и аукционных домов, из них в ЕС – 59 тыс. (4 тыс. аукционов и 55 тыс. дилеров).
Также Еврокомиссия проанализировала конкурентоспособность рынка современного искусства в ЕС по сравнению с сопоставимыми рынками, где не применялось право следования. В 2010 году с мировых аукционов ушло художественных произведений с реализованными правами следования при перепродаже произведений искусства на сумму €2.1 млрд.
Доля таких произведений, проданных в 2010 году на аукционах Евросоюза, составила 50% (для сравнения в США – 35%, в Швейцарии – 25%, в прочих странах - около 3%).
Согласно Директиве 2001/84/EC, возможность реализации права следования на произведения искусства существует в двух случаях:
1. если автор произведения жив в момент перепродажи
Так, несмотря ни на что, в Еврокомиссии не связывают потерю 7% рынка работ изобразительного искусства ныне живущих авторов с вступлением в силу Директивы 2001/84/EC и гармонизацией норм перепродажи авторского права. Более того, некоторым странам (Австрия, Нидерланды, Италия), в которых право следования начало действовать с 1.01.2006, даже удалось нарастить свою долю рынка.
2. если автор умер в течение 70 лет до момента перепродажи
Потеря доли ЕС на рынке аукционной торговли произведениями, авторы которых скончались в течение 70 лет до сделки, в отчете возложена на Великобританию (потеря доли рынка с 27 до 20% в 2005-2010 гг.). Виной тому, по мнению Еврокомиссии, отсутствие возможности получения прав от наследников авторов в стране Туманного Альбиона.
Более подробно в отчете рассмотрено влияние права следования на внутренние рынки Евросоюза. Оказалось, что арт-рынки стран-членов ЕС отличаются не только по своей природе, но и по экономическим показателям.
Так, Великобритания занимает наибольшую в ЕС долю по аукционной торговле произведениями с правом следования (64% в стоимостном выражении в 2010 г.), а лидером по количеству подобных сделок является Франция (26%). Всего же в 2010 году в ЕС состоялось 65 тыс. сделок по перепродаже прав на произведения, причем лишь в 1/3 случаев авторы произведений были живы в момент перечисления авторского вознаграждения.
Исходя из полученных сведений, Еврокомиссии не удалось сделать вывод касательно переориентации торговли, которая ожидалась в результате гармонизации законодательных норм, регулирующих перепродажу авторских прав.
В документе также рассмотрены факторы, оказывающие влияние на развитие и различия арт-рынков стран ЕС, среди которых:
- ставки налогообложения (НДС в странах ЕС варьируется от 15 до 25%);
- ставки комиссии аукционных домов и дилеров;
- административные издержки и др.
Третья глава документа посвящена вопросам внедрения положений Директивы на национальном уровне, а именно:
- минимальному порогу стоимости перепродажи авторских прав, который варьируется от €15 до €3000;
- административным издержкам, которые в среднем составляют €50 за сделку;
- отчислениям в пользу организаций коллективного управления, которые достигают 10-20% роялти;
- «каскадному эффекту» при перепродаже произведений, который подразумевает выплату роялти по каждой сделке и невозможность их возврата (в отличие от НДС) при транзакциях между дилерами.
В четвертой главе речь идет о выигрыше авторов от внедрения Директивы 2001/84/EC. Организации коллективного управления авторскими правами 10 из 27 стран Евросоюза отчитались о распределении авторского вознаграждения, собранного при перепродаже прав, между авторами и их правопреемниками:
В качестве выводов, Еврокомиссия:
1. считает нужным держать под контролем развитие арт-рынка ЕС и обещает выпустить новый отчет в 2014 году;
2. продолжит попытки убедить третьи страны в необходимости внедрения права следования при перепродаже авторских прав;
3. планирует наладить диалог участников арт-рынка ЕС с целью обмена опытом в оптимизации порядка перепродажи произведений искусства;
4. в течение 2012 года подготовит предложения по уравниванию ставок роялти, распределяемого организациями коллективного управления авторскими правами.
Справка Copyright.ru:
Директива 2001/84/ЕС призвана «гарантировать, что авторы художественных и произведений скульптуры будут получать в качестве авторского вознаграждения часть прибыли, полученной от использования оригиналов их работ», а также «унифицировать нормы авторского права следования на всей территории ЕС». Согласно обозначенным целям, Директива 2001/84/ЕС предусматривала гармонизацию ряда условий в странах Евросоюза, а именно:
- правомерность и срок защиты авторских прав;
- жанры произведений искусства, авторское право на которые разрешается перепродать;
- процедура перепродажи авторских прав, в том числе через посредников;
- размеры роялти, действующие в определенных ценовых диапазонах;
- верхний порог минимальной перепродажной цены авторского права (€3000);
- положения о гражданах третьих стран, имеющих право на получение роялти.
На момент подписания Директивы 2001/84/ЕС в национальных законодательствах 4 из 15 стран ЕС (Австрии, Ирландии, Великобритании и Нидерландов) отсутствовали положения, регулирующие авторское право следования – для них был предусмотрен переходный период. К 1.01.2012 Директива должна была быть в полном объеме внедрена на практике во всех странах Евросоюза.