Чем отличается бумажная книга от электронной с точки зрения прав интеллектуальной собственности? Бывшую в употреблении электронную книгу почему-то нельзя перепродать или отдать даром, а нужное электронное издание невозможно взять почитать на время… по крайней мере так было раньше.
Сегодня крупнейшие медиа-компании Amazon и Apple пытаются разрушить данный стереотип, организовав перепродажу ранее купленных электронных книг и аудиовизуальных файлов в сети.
Для начала рассмотрим правовые рамки торговли подержанными книгами в бумажной и цифровой формах:
Бумажная книга | Электронная книга |
На протяжении более чем 100 лет потребители, библиотеки и комиссионные магазины имели право распоряжаться принадлежащей им бумажной книгой по своему усмотрению. В 1908 г. издатели запретили продавать подержанные экземпляры по цене менее $1. Свободный вторичный рынок книг был сформирован после эпохального решения Верховного суда США, ограничивающего контроль владельцев авторских прав первой продажей. |
Продажа цифровой копии произведения, по сути, является лицензией на его использование без права копирования, перепродажи и дальнейшего распространения. Если бы не существовало подобных ограничений, исходный экземпляр мог бы копироваться бесконечно, лишая создателя права распоряжаться своим имуществом. |
Продажа цифровой копии произведения, по сути, является лицензией на его использование без права копирования, перепродажи и дальнейшего распространения (например, продажи). Если бы не существовало подобных ограничений, исходный экземпляр мог бы репродуцироваться бесконечно, нанося ущерб традицонному распространению экземпляров.
Первую попытку создания цифрового комиссионного магазина книг компания Amazon предприняла ещё в 2000 г., вызвав грандиозный переполох писателей и издателей. Но, на сегодняшний день существуют либо разрабатываются уже 3 аналогичных проекта:
1. Первый в мире секонд-хэнд MP-3 файлов был запущен в 2011 г. предпринимателями из Массачусетского университета. При перепродаже музыкальных произведений на сайте ReDigi не нарушаются авторские права, поскольку легальность приобретения выставленного на продажу файла проверяет специальный механизм Verification Engine, а в момент передачи «подержанная» музыка автоматически удаляется с компьютера продавца. Последний при этом получает купоны для приобретения новых MP-3, а реальные деньги распределяются между создателями проекта, звукозаписывающими компаниями и исполнителями музыки.
2. В конце января 2013 г. патент на организацию «комиссионки» цифровых файлов с произведениями получила компания Amazon. Купленные в этом интернет-гипермаркете книги, фильмы и музыку пользователи будут хранить в персонализированном облачном «складе», откуда продукт исчезнет после продажи или обмена. Предполагается, что на гигантском цифровом «блошином рынке» будут оперировать как минимум 152 млн. нынешних активных пользователей Amazon, которым сервис позволит создавать вишлисты, а также списки выставленных на продажу уже ненужных произведений. За каждую сделку ритейлер будет получать комиссионное вознаграждение, не нарушая при этом авторские права.
3. В начале марта 2013 г. Ведомство США по патентам и товарным знакам опубликовало патентную заявку компании Apple, в которой описывается аналогичная цифровая «барахолка». Система позволит пользователям продавать или безвозмездно передавать друг другу электронные книги, музыкальные файлы, фильмы и программное обеспечение без создания дополнительной копии.
Неудивительно, что подобные стартапы вызывают возмущение и судебные иски со стороны правообладателей. «В краткосрочном периоде площадки перепродажи цифровых продуктов можно рассматривать как существенное преимущество для пользователей контента, однако в долгосрочной перспективе это может лишить авторов стимула для дальнейшего творчества», - считает руководитель американской консалтинговой компании Билл Розенблатт. Президент Гильдии авторов США Скотт Туроу видит в создании цифровых «барахолок» непосредственную опасность для отрасли: «Цены обрушатся. Никто не будет приобретать электронные книги за полную стоимость, если спустя неделю их можно будет купить за копейки». При этом идею создания рынка подержанных цифровых продуктов полностью поддерживают библиотеки, которые получат возможность выдавать читателям файлы из таких гипермаркетов цифровых произведений, как iTunes (на сегодняшний день 125 членов Ассоциации научных библиотек США покупают 60% книг в электронном виде).
В настоящий момент на рассмотрении суда Нью-Йорка находится иск против патента компании Apple, и суду предстоит решить – является ли перепродажа цифровых файлов без их дополнительного копирования нарушением авторских прав. Постановление американской Фемиды может серьёзно повлиять на дальнейшую судьбу рынка вторичной перепродажи цифровых продуктов.
Появление рынков подержанного электронного контента и их легализация - дело времени. Вопрос в том, насколько быстро участники рынка найдут компромисс, который удовлетворит пользователей, правообладателей и операторов вышеописанных сервисов. Скорее всего, перепродавать будет можно, но с обязательной уплатой доли авторского вознаграждения правообладателям.
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
04.03.2013 Рынок электронных книг в США и России обретает очертания
Однако на этом рынке действуют не совсем обычные законы экономики, обусловленные масштабами применения инновационных технологий на каждом этапе потребления от создателя произведения до его читателя. Об этом и многом другом рассказал Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации Интернет-издателей.
21.01.2013 Рынок электронных книг: основные тренды 2013 года
За последние несколько месяцев рынок электронного книгоиздания столкнулся со значительными переменами, касающимися ценообразования, моделей ведения бизнеса, каналов дистрибуции и др. В совокупности упомянутые факторы способны привести к кардинальным трансформациям этого сегмента индустрии контента, поэтому рассмотреть каждую из составляющих изменений стоит в отдельности.