Российские ведомства предлагают расширить список оснований, по которым интернет-ресурс может быть признан виновным в распространении противоправной информации и включен в Единый Реестр сайтов («черный список»).
Роскомнадзор совместно с Роспотребнадзором и ФСКН (Федеральная служба по контролю за распространением наркотиков) подготовили проект приказа, детализирующий причины, по которым информация в Интернете может привести к включению сайта в список запрещенных.
Основной упор в документе сделан на суицид, который стал центральной темой. Так, запрещается не только пропагандировать прямо или косвенно суицидальные настроения, но также обсуждать и/или высмеивать попытки неудачных самоубийств с «разбором полетов» и указанием «ошибок».
Также под запретом будет находиться любой перечень последовательности действий, которые могут привести к смерти человека и даже распространение сведений о несовершеннолетних, так или иначе пострадавших в результате противоправных действий по отношению к нему. Последнее ограничение введено в перечень запретной информации еще в апреле, но пока авторами инициативы не определено ведомство, которое будет «курировать» соблюдение интернет-ресурсами этого пункта.
О наркотиках: запрещается к упоминанию любая информация о растениях и веществах, способных оказывать на человеческое сознание наркотическое (психотропное) действие. Табу распространяется даже на перечень подобных веществ, описание механизма их действия и симптоматику применения.
В части детской порнографии предложены определенные послабления. Например, разрешается описывать соответствующие отношения между детьми и между детьми и взрослыми, если они (описания) оправданы сюжетной линией и жанром произведения. Понятно, что столь расплывчатые формулировки еще более затрудняют строгую классификацию соответствующих терминов, определяющих правонарушение. Но, по крайней мере, «Ромео и Джульетта» Вильяма Шекспира, набоковская «Лолита» и подобные им произведения могут выйти из-под потенциального запрета.
Александр Шалин (Центр безопасного интернета, эксперт) отмечает неопределенность приводимых в проекте приказа определений запрещенных информационных сообщений, предназначенных для внутриведомственного использования специалистами федеральных служб. Это, считает специалист, даст контролирующим ведомствам формально оправданный повод закрыть практически любой сайт. Например, под формулировку «последовательность действий, способная привести к смерти человека» расширительно подпадает вообще любая информация и даже сама жизнь.
Евгений Ройзман (основатель фонда «Город без наркотиков») опасается, что активная борьба с наркоторговлей и наркотиками позволит блокировать и «неугодные властям сайты». Но, подчеркивает он, проблема существует и она гораздо серьезнее, чем можно себе представить. Цитата: «Например, основными потребителями синтетических наркотиков, идущих из Китая, являются дети 1990–2000 годов рождения. А они все умеют прекрасно работать с Интернетом».
Официальных комментариев по теме представители упомянутых ведомств не дают.
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
04.06.2013 Роскомнадзор предлагает поговорить о Реестре запрещенных сайтов
В начале июня Роскомнадзором (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) запущен проект WeCanTrust .Net, предназначенный для широкого обсуждения всех вопросов, возникающих у пользователей и функционеров IT-отрасли в связи с внесением сайтов в «черный список».
31.05.2013 Единый Реестр запрещенных сайтов активно прирастает количественно
Согласно статистике «Лиги безопасного интернета», мониторящей ситуацию с запрещенными сайтами благодаря получаемой из Роскомнадзора информации, за 7 месяцев деятельности Реестра в него было внесено без малого 7,6 тысяч ссылок, по которым можно попасть на сайт с незаконным контентом.
30.11.2012 Роскомнадзор о недостатках в работе реестра запрещенных сайтов
Единый реестр запрещенных сайтов, функционирование которого началось 1 ноября и курирование которого возложено на Роскомнадзор, «работает не безупречно». С таким заявлением выступил Александр Жаров (глава Роскомнадзора), подводя итоги деятельности первого месяца существования Реестра.