За 2019 год в Суд по интеллектуальным правам (СИП) поступило порядка на 200 заявлений больше, чем за предшествующий год. Такие обращения касаются нарушения прав на контент, товарный знак и патент. Представители бизнеса стали чаще обращаться за защитой интеллектуального капитала и вполне успешно добиваются своей цели. Однако вопрос о том, какие стратегии защиты наиболее эффективны, по-прежнему актуален. Эксперты фирмы Squire Patton Boggs Ольга Безрукова и Сергей Трещев рассказали изданию Copyright.ru, почему патентование — необходимое условие для развития бизнеса, а товарный знак всегда служит визитной карточкой компании.
Самые частые дела, рассмотренные СИП, затрагивают отказ в признании недействительным решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование.
Каждой компании необходимо определиться, как защищать свою интеллектуальную собственность: к примеру, можно создать собственный отдел безопасности или пользования услугами аутсорсинга. По мнению управляющего партнера Squire Patton Boggs в Москве Сергея Трещева, выбор подхода зависит от оборота компании и технических возможностей: «Известны случаи успешной защиты прав на интеллектуальную собственность в компаниях, имеющих собственные специализированные подразделения. Также все чаще к вопросам регистрации и охраны прав на ИС привлекают независимых консультантов ─ как на национальном, так и международном уровнях. Задача компании и ее юристов состоит в том, чтобы сформировать систему, регламентирующую деятельность сотрудников при работе по созданию, использованию и обеспечению безопасности объектов ИС с целью защиты прав на такие объекты».
В условиях пандемии значительная часть рабочих процессов переводится в режим онлайн. Правообладатели особенно остро нуждаются в эффективных инструментах для защиты прав на интеллектуальную собственность. Сергей Трещев назвал наиболее действенный метод обеспечения безопасности интеллектуального капитала: «Защиту от несанкционированного доступа к информации могут эффективно обеспечить только программные средства, в частности блокчейн. Если такие средства разрабатываются самой компанией и признаны ее интеллектуальной собственностью, их вполне можно защищать в качестве объектов авторского права или при помощи патентов на изобретения».
При этом универсального способа защиты, одинаково подходящего всем компаниям, нет, подчеркнула партнер Squire Patton Boggs, российский и евразийский патентный поверенный, глава практики интеллектуальной собственности фирмы в России и СНГ Ольга Безрукова: «Допустим, если речь идет о фарме, разрабатывающей новые препараты, то получение патентов на свои разработки представляется необходимым условием ведения и развития бизнеса. Если компания занимается, например, продуктами питания, то важным средством ее идентификации и продуктов служит товарный знак. Также нужно учитывать, что все объекты интеллектуальной собственности различны, в том числе с точки зрения их роли и назначения».
Служба информации Copyright.ru
Читайте также:
06.11.2020 Книжные издательства просят внедрить цифровой отпечаток для отлова пиратских копий книг