Культура России всегда была на высшем уровне, но в годы перестройки ей уделялось мало внимания. Видя, как гибнет наше достояние, как жители перестали беречь и защищать культуру, была разработана и проводится Федеральная целевая программа «Культура России». В рамках этой программы решаются вопросы, касающиеся развития и порядка финансирования культуры, строительства новых объектов современного искусства, расширение электронно - библиотечных систем т.е. вывод современного искусства на новый уровень.
По этому поводу своим мнением делится доктор экономических наук, профессор, заместитель Министра культуры Российской Федерации Андрей Евгеньевич БУСЫГИН, который также поведал о планах на получение разрешения от авторов на оцифровку всех книг.
- Андрей Евгеньевич, можно сразу о проблемах? Третий год с высоких трибун мы слышим заявления об остаточном принципе финансирования культуры. Какие сегодня есть реальные возможности «вытащить» культуру на нормальный уровень?
- Культуре сегодня, на мой взгляд, уделяется больше внимания, чем 3-4 года назад. Проблем много, и если, например, губернатор будет стоять перед выбором - построить новую библиотеку, театр или онкологический центр, понятно, что будет первоочередным. Кроме того, чтобы каким-либо проектом заинтересовать и получить финансирование, необходимо чётко сформулировать новизну проекта, его цели, его общественную значимость, а это зачастую деятели культуры делать не умеют.
- А вот эта тема очень актуальна среди библиотек, издателей, книгораспространителей. Решение о покупке ридеров многих озадачило. А теперь, после поддержки Президента, как это будет исполняться?
- Возможны два пути: или у библиотек будут собственные букридеры, или они должны предоставлять возможность скачивать приходящим со своими ридерами тексты для работы. Тут пока ещё много вопросов, которые будем решать. Во-первых сам рынок ридеров необходимо изучить, технологии постоянно развиваются, стоимость устройств падает. Понятно, что закупать на много лет вперёд такую технику бессмысленно. Сейчас та, которая по своим характеристикам подходит для библиотек, сравнительно дорогая - в среднем 5 тыс. рублей.
По поводу услуги предоставления текстов на ридеры читателей - это должно бы нормальным библиотечным сервисом. Причём совсем не обязательно скачивать именно на ридеры - это могут быть и ноутбуки, и появляющиеся «планшетники», в общем, всё, с чем работает сегодня молодёжь. Для некоторых молодых людей, особенно живущих в крупных городах, это уже нормально. Главное, чтобы возникало желание прочитать книгу, неважно, в каком виде, а наша задача - обеспечить читателю эту возможность. Здесь, правда, возникает и проблема с авторскими правами на книги, серьёзная проблема, которую предстоит в ближайшее время решать.
Тем не менее, ещё раз хочу подчеркнуть - прежде, чем реализовывать все эти проекты, мы тщательно изучим рынок, его потребности и варианты удовлетворения этих потребностей.
Конечно, это та сфера, которая требует финансовых вложений. По сути своей, мы вкладываем деньги не в книги и не в компьютеры, мы вкладываем их в прирост интеллектуального потенциала. Скоро начнет действовать электронно-библиотечная система, которая даст возможность в онлайновом режиме узнать, какая книга в какой библиотеке находится, как её можно получить. Будут и тексты вывешиваться, но надо сказать, что нас тут сдерживает, конечно, 4-я часть Гражданского кодекса. Но Гражданский кодекс - это не священная корова, его можно и нужно менять.
Я могу высказать свою точку зрения по авторскому праву. Хотя авторам и издателям открытый доступ не нравится, но смотрите, что получается: пишет автор детектив или роман. Конечно, он заинтересован в том, чтобы его произведение было скорее распродано в бумажном виде, и понятно, что оцифровать его желания не возникает. Если пишет книгу учёный, ему важно, чтобы книга как можно шире разошлась, чтобы на него работал такой показатель, как индекс цитирования. Он с удовольствием вывесит её в Интернет в бесплатном доступе. А если мы говорим о физике, математике, химии, там зачастую авторами работ являются авторские коллективы по 10-12 учёных. И что, с каждым заключать договор?
Я думаю, что в такой ситуации можно было бы найти компромисс: получать разрешение от автора на оцифровку книги, допустим, через два года после выпуска, после того, как тираж разойдётся. Кстати говоря, так делает Лаборатория музейного проектирования в Институте культурологии.
- Но позицию издателей и авторов тоже можно понять.
- Издатели сейчас понимают, что электронные версии книг можно и нужно продавать. Хотя некоторые издательства применяют хитрую ценовую стратегию - для библиотек стоимость на эти копии выше, чем на розничном рынке. Логика ясна - цифровая копия, попадая в библиотеку, может использоваться десятками читателей. А если покупает физическое лицо, он платит за это деньги, закачивает себе в ридер и использует сам.
При этом ни одна страна мира, ни одна библиотека не ставят задачей оцифровать 100%. В большинстве библиотек спросом пользуются книги и периодика, выпущенные в последние 3-5 лет. Кроме того, научные книги не читают от корки до корки. Как правило, их читают частями. Студентам, научным работникам нужны небольшие фрагменты. Что действительно необходимо развивать, так это направление открытого и бесплатного доступа к определённому количеству ресурсов в целях образования и науки.
- Вернёмся к культуре. Как обстоят сегодня дела с современными направлениями? Какие новые формы взаимодействия появляются?
- Развитие современного искусства - один из главных тезисов Послания Президента в 2010 году. Крупнейшим событием последних лет стала Московская биеннале современного искусства. Растущий авторитет этого форума подтверждает нашу готовность и способность говорить с мировым сообществом на языке современной визуальной культуры.
В сфере актуального искусства очень многое делает Государственный центр современного искусства: всероссийский конкурс «Инновация», молодёжная биеннале «Стой! Кто идёт?», региональные программы, такие как Уральская биеннале современного искусства, интегрирующие мировые социо-культурные процессы в культурное пространство России.
Принято решение о создании в Москве Государственного музея современного искусства.
Сегодня более 38 млн россиян ни разу в жизни не были ни в театре, ни на концерте. В основном, это жители села. Частично проблему снимает новая разработка - мобильный многофункциональный культурный центр - киномобиль. Это не прежняя примитивная кинопередвижка с огромными бобинами, а маленькая, но интеллектуально ёмкая машина, которая оснащена современным оборудованием, компактно размещаемым в небольшом грузовике. Автономный генератор обеспечивает работу оборудования на 4,5 часа, что достаточно для проведения любого общественного мероприятия: концерта, показа фильмов, обеспечения выступления творческих коллективов, демонстрации различных мультимедийных программ, проведения агитационных и просветительских мероприятий. Киномобиль оснащён спутниковой ТВ-системой, что позволяет транслировать передачи любого канала спутникового телевидения. То же самое можно сказать и о КИБО - мобильном библиотечном комплексе.
Среди электронных проектов: формирование Национальной электронной библиотеки, создание сводного каталога библиотек России, создание цифровых каталогов музейных фондов, каталогов нематериального наследия, «оцифровка» библиотечных и архивных фондов, формирование доступных электронных баз высококачественных записей театральных, концертных и цирковых событий, и многое другое.
- А что касается дальнейшего развития ФЦП «Культура России»? Она, как я понимаю, завершается в 2010 году?
- Мы сейчас работаем над продолжением программы до 2016 года. Хотя недавно на заседании правительства рассматривались ход и выполнение федеральных целевых программ, и было отмечено, что их у нас уже много, и когда они в полной мере не финансируются, получается просто распыление средств. Речь шла об упорядочении этих программ, была высказана идея о переходе к государственным программам таким образом: у нас есть стратегия развития до 2020 года, так вот какое-то ограниченное количество программ до 2020 года и нужно принять.
Но сейчас для нас, для культуры эта программа - главный документ, на основании которого происходит финансирование крупных объектов, мероприятий. Я считаю, что степень открытости должна быть ещё больше, чтобы всё было понятно и прозрачно: почему именно этот проект является приоритетным, почему необходимо выделять на него средства. В условиях ограничения бюджетных средств основное внимание нужно уделять крупным инвестиционным проектам, таким, например, как комплектование библиотек или зарекомендовавшие себя фестивали и выставки. А заявок приходит много и очень разных. У нас же люди «креативные», могут придумать что угодно. Крайне сложно объяснить потом, почему не финансируется именно их проект. Вот и получается, что в их глазах мы выглядим чиновниками, которые не идут навстречу, которые не понимают, что, скажем, без акции автопробега или фестиваля авторской песни, которых уже и так проводится предостаточно, никакой культуры не будет.
Впервые интервью опубликовано в журнале "Университетская КНИГА" май, 2010.
C полной версией вы можете ознакомиться на сайте www.ubook.ru