Иванов Дмитрий Анатольевич
Генеральный директор
ООО «Ай Пи Эс Интеллектуальные решения»
(г. Москва)
Постепенно получающая развитие практика выдачи кредитов под залог интеллектуальных прав является очень важным позитивным сигналом для всех участников российского рынка интеллектуальной собственности.
Во-первых, это тест на зрелость нашего законодательства, позволяющего осуществить такую операцию, и грамотность юристов, способных её правильно оформить. Если ранее в научных публикациях констатировалось, что отечественное законодательство в сфере интеллектуальной собственности соответствует лучшим мировым стандартам, то теперь можно признать, что такое соответствие апробировано на практике по вопросам, требующим комплексного применения действующих нормативно-правовых положений.
Во-вторых, это показывает, что наконец-то получают признание современные методы оценки объектов интеллектуальной собственности. До недавнего времени сама необходимость проведения такой оценки вызывала значительные проблемы у специалистов ввиду отсутствия общепризнанных методик проведения такой оценки.
Наконец, в-третьих, что самое важное - это показывает положительные изменения на пути постепенного признания нематериальных активов реальными экономическими ценностями, которые могут активно участвовать в обороте, приносить доходы, использоваться в качестве обеспечения залога, то есть постепенно добиваются равенства с традиционными материальными активами.
Такое движение является объективно обусловленным, в современном мире именно знания и творческие достижения становятся более значимыми объектами для привлечения инвестиций,[1] чем материальные объекты - «заводы, станки, пароходы».
В настоящее время творения человеческого разума и иные объекты интеллектуальных прав (интеллектуальной собственности) стали важнейшими элементами экономического благосостояния.
Компании и страны, не учитывающие это, рискуют невосполнимым образом отстать от прогресса, утратить свои позиции, которые еще недавно могли казаться незыблемыми.
Например, в 2009 году рейтинг наиболее значимых брендов в мире выглядел следующим образом:[2]
Место в рейтинге |
Компания |
Оценка стоимости бренда (млрд. долл. США) |
1. |
Coca-Cola |
68,7 |
2. |
IBM |
60,2 |
3. |
Microsoft |
56,6 |
4. |
General Electric |
47,8 |
5. |
Nokia |
34,9 |
В 2020 году в пятерке лидеров не осталось ни одного «материального» (пищевого или «железопроизводящего») бренда – только технологические компании, работающие в цифровой среде и активно использующие в своей деятельности права интеллектуальной собственности:
Место в рейтинге |
Компания |
Оценка стоимости бренда (млрд. долл. США) |
1. |
Apple |
241,2 |
2. |
|
207,5 |
3. |
Microsoft |
162,9 |
4. |
Amazon |
135,4 |
5. |
|
70,3 |
Данные изменения отражают общую тенденцию "переоценки ценностей", понимания необходимости перестройки работы под требования цифрового рынка, для которого результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются важнейшими активами и одновременно важнейшими гарантами охраны и защиты интересов современных высокотехнологичных компаний.
Сами по себе нематериальные активы, основанные на новых инновационных достижениях, при условиях их правильной оценки не менее надежны, чем материальные объекты, в том числе при использовании в качестве залога.
Идея предоставления кредита под залог интеллектуальной собственности позволяет получить средства для развития инновационных проектов под интересную "идею", лежащую в основе такого проекта, но только при условии ее надлежащего оформления в виде охраняемых законодательством объектов интеллектуальных прав – интеллектуальной собственности, поскольку только при соблюдении этого требования на основе "идеи" могут сформироваться ценные нематериальные активы – интеллектуальная собственность.
Банки в подобные случаях выступают одновременно как кредитные учреждения и как инвесторы, гарантируя при этом свои интересы залогом прав на изобретения или иные объекты интеллектуальных прав без их изъятия у правообладателей. Преимущество таких решений в том, что в большинстве случаев права на интеллектуальную собственность наилучшим образом могут быть реализованы самими правообладателями.
В случае, если у получателей кредита что-нибудь не получится, банк сможет вернуть предоставленные средства за счет реализации заложенных прав на результат интеллектуальной деятельности, которые могут быть гораздо более ликвидны, чем заложенный объект недвижимости с неудачным месторасположением или производственный комплекс, работа которого базируется на устаревшей технологии.
Однако для развития кредитования, осуществляемого под залог исключительных прав, как инструмента, способного оказывать существенное влияние на рынок интеллектуальной собственности Российской Федерации, требуется участие профессиональных компаний – акселераторов роста новых интеллектуалоемких проектов.
Такие компании – акселераторы способны обеспечить отбор и проверку интересных инноваций, оказать содействие авторам и правообладателям в выборе форм охраны и надлежащем оформлении их прав, создать условия для объективной оценки стоимости созданных нематериальных активов и перспектив их коммерческого использования, привлечь инвесторов и банки-партнеры для кредитования наиболее перспективных проектов, а также обеспечить необходимое юридическое и организационное сопровождение проекта, в том числе на этапах последующего привлечения инвестиций, расширения и, при необходимости, продажи проекта или доли участия в нем.
Приходится признать, что в условиях недостаточно развитых отношений на российском рынке интеллектуальных прав при отсутствии таких профессиональных посредников, какими должны являться компании-акселераторы, кредитование инновационных проектов под залог исключительных прав обречено оставаться достаточно редким явлением, встречающимся в единичных случаях и не способным оказать существенную помощь в решении проблемы использования и вовлечения в рыночный оборот интеллектуальной собственности, создаваемой российскими авторами и принадлежащей отечественным предприятиям.
[1] См.: "Нематериальный капитал в глобальных цепочках создания стоимости" / Доклад 2017 года о положении в области интеллектуальной собственности в мире. – Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 2017. – 163 с.
[2] Источник: The 2009 Business Weeks' Best Global Brands ranking places Coca-Cola at the top