Первый блок касается важнейшего вопроса урегулирования интересов пользователей, желающих свободно читать и скачивать из Интернета любые произведения, и совершенно обоснованных требований авторов и правообладателей на получение вознаграждения за использование интеллектуальной собственности. Несмотря на то, что довольно обширный пакет уже принятых законов в той или иной мере касается этой проблемы, до сих пор ни в одном из документов нет исчерпывающего ответа на простой вопрос: какие права и обязанности имеются у пользователя в Интернете, в том числе и на рынке оцифрованных книг? Или другими словами, что ему разрешено делать, и что запрещено?
И пока общество не получит от законодателей ответ на этот вопрос, трудно рассчитывать на то, что охрана интеллектуальной собственности в России действительно будет осуществляться.
Классический пример тому - наболевшая проблема борьбы с пиратством в Интернете. То есть борьбу с пиратством вроде бы ведут все но, надо честно признаться, что эффективных методов законно осуществлять дистрибуцию оцифрованных книг во Всемирной Паутине и не подвергаться риску быть ограбленными у авторов произведений и других правообладателей на сегодня просто нет. Поэтому Российский книжный союз считает необходимым узаконить механизм борьбы с пиратством по следующей схеме.
Во-первых, законодатель должен делегировать общественным организациям, союзам, объединяющим по профессиональным и творческим интересам правообладателей в сфере литературы, музыки, кино, книгоиздательства и разработки программного обеспечения, которые больше всего страдают от пиратства в Интернете, право представлять интересы своих членов по защите их авторских прав.
Кстати, механизм такого делегирования уже создан и прописан в четвертой части Гражданского кодекса РФ (ст. 1244, ч.1. «Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе»). Поскольку проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ» уже разработан и перечень организаций, имеющих право на получение государственной аккредитации, расширен, то можно смело говорить о создании прецедента в плане дополнения списка подобных организаций.
В самом деле, если государственную аккредитацию могут получать музакальные общества, то почему аналогичные права недоступны литераторам и книгоиздателям?
Во-вторых, такая аккредитованная организация вполне может, суммируя претензии своих членов о нарушении авторских прав теми или иными Интернет-порталами, обращаться к тем, кто может пресечь данные нарушения либо повлиять на нарушителей.
По мнению РКС, Министерство связи, МВД, Генпрокуратура, опираясь на официальные обращения аккредитованных организаций, вполне может принять ряд обеспечительных мер по охране авторских прав до решения суда.
Для борьбы с пиратством РКС считает возможным налагать арест на расчетные счета порталов через российские банки и даже «признать в законном порядке провайдера, хостера и поисковик соучастниками пиратства после официального предупреждения и прописать в законе, что поисковик в рекламирует и распространяет информацию о контрафактных изданиях».
Для особо злостных пиратов предлагается бессрочная мера наказания в виде лишения права использования доменного имени.
Российский книжный союз также уверен в необходимости законодательного закрепления положения о том, что «электронный вид издания является самостоятельным изданием, на которое распространяется действие закона об охране авторских прав в полном объеме».
Третий блок законодательных инициатив Российского книжного союза касается комплексной сертификации устройств для чтения, которая должна установить нормативы для программного обеспечения, не позволяющего незаконно скачивать цифровой контент, до жестких санитарно-гигиенических требований к качеству экранов букридеров, размеров применяемых шрифтов и прочих параметров, прямо влияющих на здоровье пользователей этих приборов.
Не обошел стороной Российский книжный союз и тему оцифровки книг библиотеками. Для того, чтобы в библиотечной системе страны использовался только правомерно оцифрованный контент, предлагается библиотекам предоставить право использовать электронные книги только в читальных залах, запрещая их копирование и выдачу на руки.